ПРАВДА - В ГРУБОЙ СИЛЕ?

Дубликат всегда хуже оригинала. Копия неизменно бледнее первоисточника. Отступлений от этого

Дубликат всегда хуже оригинала. Копия неизменно бледнее первоисточника. Отступлений от этого правила кино практически не знает. К примеру, фильм Копполы "Крестный отец" - высокая классика жанра, "Крестный отец-2" - уже отъявленная тоска, "Крестный отец-3" - просто форменная вампука.
Не могу отнести себя к безусловным поклонникам "культового" в молодежной среде фильма "Брат", отчетливо и, как мне кажется, расчетливо скроенного режиссером А. Балабановым по расхожим американским жанровым лекалам. Что же касается продолжения похождений скорого на расправу Данилы Багрова, то оно и вовсе огорчило. Не тем только, что характер главного героя не претерпел в новом фильме существенных подвижек, и Сергею Бодрову просто нечего играть, кроме того, что он уже пару лет назад сыграл. Не тем даже, что сценарий "Брата-2" в целом написан небрежнее, многое в нем держится на случайностях, счастливых совпадениях, облегчающих герою (и авторам фильма) жизнь. И, разумеется, не тем, что аккомпанирующая крутому действию музыка, создававшая в "Брате" особый "драйв", в новом фильме заведомо пожиже (там философски нагруженный "Наутилус Помпилиус" - здесь, извините, Ирина Салтыкова и еще десяток разномастных исполнителей)...
Дело, повторяю, не только и не столько в профессиональной "усталости" авторов, вынужденных разрабатывать иссякающую, хотя все еще обещающую какое-никакое золотишко "жилу". Дело вообще не в поэтике, а в этике. В том, во имя чего сделано продолжение этого забористого фильма. Как ни относись к "Брату", надо признать, что он в свое время наметил контуры нового киногероя - этакого американского "Рэмбо", счастливо "скрещенного" с образом "благородного разбойника", имеющего в русской истории и культуре большую (от Стеньки Разина до пушкинского Дубровского) традицию. Вернувшись из армии, наш герой, вчерашний десантник, стал в мирной жизни наводить порядок железной рукой, в которой ни разу не дрогнули ни острый нож, ни тупое дуло пистолета. Этот характер, в котором наивное простодушие намертво срослось с нерассуждающей жестокостью и отчаянным, на свой лад понимаемым чувством справедливости, - помнится, манил и страшил, восхищал и пугал, возмущал и предостерегал. "Смотрите, кто пришел", - словно говорили авторы фильма, отправляя в финале своего героя с обрезом под полой из Санкт-Петербурга, где он лихо расправился с местной "братвой", в замаячившую в морозной дали Первопрестольную. С экрана тогда, помню, отчетливо повеяло холодом и тревогой.
Из "Брата-2" тревога ушла напрочь, хотя наш лишенный всяких сдерживающих начал герой и его братец-киллер "наводят порядок" уже не только в российской столице, но даже в Америке. На смену былой тревоге пришли едва ли не умильность авторской позиции, отвязный юморок (порой, впрочем, забавный), модный нынче "стеб" (подчас, правда, изящный). Возникли целые "прикольные" аттракционы: чего стоит, например, сцена лихой перестрелки на улицах Москвы с применением пулемета времен гражданской войны, выкраденного из Исторического музея, - тут зал просто стонет от восторга.
Впрочем, зрители "балдеют" всякий раз, когда Данила Багров делает "мясную окрошку" из своих противников - по ту ли, по эту ли стороны океана. Ради вполне идиотской цели - вернуть какому-то доселе не ведомому ему хоккеисту украденные у того деньги -наш бравый десантник, не поморщившись, "мочит" нынче всех подряд: черных и белых, правых и виноватых, а то и вовсе случайно попавших в прорезь прицела... Да, наш не знающий рефлексий герой - не чета какому-нибудь Раскольникову, который, помнится, укокошил никчемную старушку, а потом корчился в страшных нравственных муках все пятьсот страниц романа. Данила Багров о своих жертвах, разумеется, не скорбит, даже легких недомоганий совести не испытывает, спит глубоко и спокойно - равно, думается, как и авторы этого насквозь крутого фильма. А что, они всего лишь делают "кассовое", "зрелищное" кино. А то, что это кино под одобрительный хохоток тинейджеровского зала вольно или невольно романтизирует насилие, возводит его в норму жизни, то, что Россия предстает в "Брате-2" страной жулья, убийц, проституток, кромешного уголовного беспредела, то, что к идущей на наших экранах зарубежной кинематографической дребедени, напичканной пальбой и кровью, добавится еще один, теперь уже сделанный талантливыми кинематографистами отечественный опус, - это дело и впрямь десятое. Главное - о счастье! - у нас появился еще один образчик "жанрового" кино!
Но жанр, извините, жанру рознь. Шекспир, если угодно, тоже писал "жанровые" пьесы: редко в какой из них не совершаются кровавые убийства. Однако человечество вынесло из произведений классика вечно актуальный гамлетовский вопрос: ""Быть или не быть?" А перед героями "Брата-2" стоит совсем другая дилемма: "Бить или не бить? Убить или не убить?". И они, не моргнув глазом, выбирают первое...