В аккаунтах клиентов Сбербанка без их ведома появились чужие номера телефонов. Пользователи заподозрили мошенничество. Как пояснили в пресс-службе Сбербанка, дополнительный номер необходим для возможной связи с клиентом на случай, если основной номер неактивен. «Если указанный номер не актуален, клиенты могут самостоятельно в приложении «Сбербанк Онлайн» удалить его из профиля», - сообщили в банке.
Проверить и отключить случайный номер телефона можно в приложении «Сбербанк Онлайн» следующим образом: слева вверху экрана значок с человечком, затем – вкладка «Сбербанк ID», далее – меню «Мобильный телефон». Там легко убедиться, сколько и какие номера привязаны к счёту.
На дополнительные номера не должны приходить пароли и коды, а сами номера появились из ранее заключённых договоров клиентов с сотрудниками банка, сообщили в организации. Впрочем, юзеры встревожены: «прилипшие» к аккаунтам телефоны им не известны. В Сбербанке нашли ответ и на это. Отказывается, IT-отдел запустил неудачное обновление для сервиса «Сбербанк Онлайн». Поэтому чужие номера автоматически появились даже в личных кабинетах сотрудников банка.
Варианты грязно «заработать»
В апреле мошенники начали наживаться на пандемии коронавируса, рассказывал зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов. Схем сотни. «Например, «компенсации за ущерб от вируса»: злоумышленники предлагают получить социальные выплаты и материальную помощь, тем самым собирая информацию о картах и персональные данные», — цитирует Кузнецова РИА Новости. Мошенники также прикрываются названием сервиса видеосвязи Zoom: с начала массового заражения там зарегистрировались 1,7 тысяч новых доменов с этим словом в названии. От имени Сбербанка ещё звонят люди и предлагают платные тесты на коронавирус или дорогие лекарства. К слову, Сбербанк совместно с медсервисом DocDoc действительно организовали тестирование на инфекцию. Оформить заявку можно на сайте DocDoc.
Отметим, в феврале в т.н. «тёмном» и неподвластном цензуре сегменте под названием даркнет обнаружились базы данных клиентов Сбербанка. Информация об одном юзере стоила 35 тысяч рублей. Это не первая утечка: предыдущий эпизод произошёл в октябре 2019 года. Тогда один из продавцов персональных сведений утверждал, что имеет базу на миллион строк. Кроме стандартных данных на чёрном рынке предлагали записи последнего разговора клиента с кол-центром банка.
С одной стороны, информация подобных баз не позволяет третьим лицам оплачивать товары и услуги по чужой карте или снимать деньги со счетов. С другой, у мошенников развязываются руки для новых способов обмана клиентов. Например, злоумышленники могут обзванивать людей по нелегально добытым телефонам, представляться сотрудниками банка и запугивать «несанкционированным списанием средств». Обеспокоенная жертва готова выдать все недостающие пароли-явки, и фокус завершён. Так, злоумышленники под благовидными предлогами просят установить на компьютер или телефон программу Teamviewer: она позволяет удалённо управлять устройством. Дальше просто дело техники.
Известны случаи, когда мошенники звонили с различных номеров и просили перевести или положить средства на странного происхождения счета, в ход шли увещевания в духе – «иначе вы потеряете деньги».
Как подсчитали в Центробанке, каждый третий россиянин теряет деньги из-за собственной беспечности. В феврале зампред Банка России Дмитрий Скобелкин заявил, что ответственность виновных в утечке персональных данных может быть усилена вплоть до уголовной.
Только наша бдительность
На сайте Сбербанка подробно описаны мошеннические схемы и способы защиты от них. Можно отвечать и звонить на номера: 900, 8 800 555-55-50 или 8 495 500-55-50. Но стоит насторожиться, если вы заметили малейшие отличия от них. Номера +7900, +900, 8 800 555-55-51, 8 499 555-55-50 и т.п. могут использовать преступники. Если вы всё же сняли трубку, не совершайте операций по инструкциям звонящего. Работник банка никогда не попросит секретные данные от карты или интернет-банка (CVV, пароли и проч.). Нужно убедиться, не было ли сомнительных операций за время разговора. О любых странных звонках следует рассказать оператору по номеру 900, говорится на сайте банка.
Иногда пользователи получают фейковые СМС-ки о зачислении средств. «Если заподозрили СМС-мошенничество, сразу обратитесь к своему персональному менеджеру или позвоните в банк на номер 900, или на номер, указанный на обратной стороне карты, либо через мобильное приложение Сбербанк Онлайн», - рекомендуют работники банка. Необходима внимательность и при оплате картой в интернете. Адрес сайта должен начинаться с букв https, а не http, в адресной строке должен отображаться значок в виде закрытого замка. Можно позвонить в службу и подключить СМС-банк: он пригодится для подтверждения платежа банковским паролем.
Всего лишь переполох
В период любого экономического кризиса банки перестают выполнять привычную роль. В основном это касается мелких банков, прокомментировал происходящее руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. «Со Сбером мы наблюдаем просто переполох, в других организациях могут начаться хищения», - сказал эксперт TRUD.RU. Чем больше теряют экономика и народ, тем больше обыватель рад обманываться: люди сами несут деньги в сомнительные конторы, отметил специалист. Однако с крупнейшими банками, включая Сбербанк, не стоит бояться иметь дела: угрозы минимальны. «Ещё Маркс писал, что честность при капитализме торжествует тогда, когда её отсутствие обходится слишком дорого», - заметил Колташов. Экономист призвал отказаться от панической идеи снимать оставшуюся наличку с карт крупных и проверенных годами банков. В то же время некий объём наличности должен храниться дома.
Колташов прогнозирует новую волну отзывов лицензий у банков. «Наверное, кризис прибавит скандалов в банковский сектор, но система выдержит», - говорит он. По мнению Колташова, в стране происходит глубокий переворот, мы движемся к «регулируемому рынку». Власть недовольна тем, что банки избегают выдавать беспроцентные займы на зарплаты предприятиям. «Если банки управляли бюрократией, то теперь роли поменяются», - полагает эксперт.
По словам главы Минэка Максима Решетникова, льготные кредиты на зарплаты для бизнеса убыточны для банков: административные расходы они берут на себя, кредитные организации должны быть заинтересованы в инвестициях.