Главная Культура 00:04 17 Апреля 2020 1562
Сергей Пускепалис: Вот тут мне и пришлось поработать воеводой

Эту роль он сыграл в фильме «Сердце Пармы» о присоединении Пермского края к Московскому княжеству, снятого по роману Алексея Иванова

Александр Славуцкий
Фото: © Ministry of Culture Russia, globallookpress.com

Участникам кинопроекта «Сердце Пармы» повезло: они успели закончить съемки буквально в тот момент, когда готова была захлопнуться ловушка карантина. Лента компаний Star Media, «Профит» и телеканала «Россия 1» при поддержке Фонда кино снята по известному роману Алексея Иванова о присоединении Пермского края к Московскому княжеству в XV веке. Режиссер Антон Мегердичев («Движение вверх») собрал настоящее созвездие артистов — среди них Александр Кузнецов, Евгений Миронов, Федор Бондарчук, Алексей Кравченко, Роза Хайруллина, Виталий Кищенко. А на роль мужественного воеводы позвали Сергея Пускепалиса, которого зритель любит за яркие и точные работы в фильмах «Простые вещи», «Как я провел этим летом» (приз Берлинале-2012 за лучшую мужскую роль), «Сибирь. Монамур», «Метро», «Крик совы», «Частица вселенной».

— Сергей, вы практически всегда играете тех, кого принято называть настоящими мужчинами. Это ваш выбор или таким вас видят режиссеры?

— Думаю, тут движение встречное. С Антоном Мегердичевым нас связывают несколько общих работ, оставивших у меня прекрасные воспоминания. Видимо, он меня уже представляет в определенном образе. А вообще в этой картине интересный получился замес: интригующая эпоха, непривычный быт и герои, совсем не похожие на нас сегодняшних. В центре сюжета — история противостояния двух миров: православного Московского княжества и древней уральской Пармы, населенной язычниками. Вот тут мне и пришлось поработать воеводой.

Войти в образ этого богатыря было непросто. Один грим занимал несколько часов. А еще облачение в старинную одежду, пришлось освежить и подзабытые навыки езды на лошади. Зато атмосфера на площадке была самой доброжелательной, и пейзажи вокруг вызывали восторг.

— Это вы про съемки в Перми?

— Ну да. Там на берегах двух прекраснейших рек были построены роскошные декорации: деревянные города, крепости, дома на сваях. Постройки очень органично вписывались в удивительный ландшафт с реками, лесами и горами. Увы, я не Паустовский, живописать вам эту красоту не смогу. Но подождите, фильм выйдет на экраны — и сами все увидите. Оператор Сергей Астахов — патриарх отечественного кино, работавший еще с Алексеем Балабановым, — мастерски умеет воссоздавать природу на экране.

— А что вы скажете про батальные сцены? Слышал, в них участвовали даже боевые лоси?

— Открою маленький секрет: на самом деле это загримированные крупные лошади. Но снято так, что даже внимательный зритель не заметит подмены. Что касается батальных сцен, то их много, на все вкусы. Тут надо снять шляпу перед потрясающим каскадером Дмитрием Тарасенко, с которым я работал и на нескольких предыдущих картинах.

— «Сердце Пармы» — полнометражный фильм. Если посмотреть вашу фильмографию, то она наполовину состоит из сериалов. Что вашей душе ближе?

— Я бы не стал противопоставлять полный метр и сериалы, тем более ставить одно заведомо ниже другого. Все дело в качестве конкретного материала и профессионализме съемочной группы. К тому же последние годы уровень наших сериалов значительно вырос. Ну и я бы сказал, что этот жанр в каком-то смысле ближе к народу.

— Многие ли из сделанных вам предложений сниматься вы отклоняете?

— Как минимум половину. И времени на все не хватит, и еще для меня важно, чтобы фильм и роль не противоречили моим жизненным принципам. После того как мы с Григорием Добрыгиным были названы лучшими актерами Берлинского кинофестиваля, стали поступать предложения от иностранных режиссеров. Но снялся я только у Кевина Макдональда в «Черном море» с Джудом Лоу и Константином Хабенским. В сценариях других фильмов, которые мне присылали, русские люди показывались в таком виде, что хоть караул кричи! Участие в этом для меня неприемлемо.

— Как-то вы сказали, что актерство для вас — вроде хобби. Кокетничали?

— Какое кокетство, так оно и есть. Главным своим занятием я считаю режиссуру. Оканчивал ГИТИС по этой специальности, учился у великого Петра Фоменко. Актерство рассматриваю как дополнение к основной деятельности. Хотя связь сложнее, это система сообщающихся сосудов. Режиссерский опыт, несомненно, помогает мне как актеру.

— В прошлом году вы ушли с поста заместителя художественного руководителя МХАТа имени Горького, чтобы возглавить ярославский Театр драмы имени Федора Волкова. Без колебаний сменили столицу на регион?

— Это не просто регион. Волковский театр — федеральный и принадлежит к пятерке театров, входящих в числе особо ценных объектов культуры России. Между прочим, это первый стационарный русский театр. Там прекрасная труппа, хорошая атмосфера. Мне этот театр знаком, поскольку 10 лет назад я уже там работал. А еще мне нравится Ярославль — красивый и уютный город, со многими жителями я крепко дружу. Конечно, много времени занимает администрирование, но утешает, что тут я тоже приношу пользу.

— Я слышал, что со сменой руководства пострадала афиша.

— Вместе с предыдущим худруком, выдающимся режиссером Евгением Марчелли ушли некоторые актеры, и мы были просто вынуждены что-то убрать из репертуара. Зато состоялось уже четыре премьеры. «Калина красная» по Шукшину — очень интересная режиссерская версия талантливого Владимира Смирнова. Популярен спектакль «Неаполитанские каникулы» итальянского режиссера Паоло Эмилио Ланди — билеты раскупают за месяц до представления. Восторженный прием встретил спектакль «Еврейское счастье» Егора Дружинина по рассказам Шолом-Алейхема. С большим интересом зритель принял спектакль «Каренин» по пьесе Василия Сигарева, где героем выступает не Анна, а Алексей Каренин, стареющий и одинокий человек.

Мне хотелось вывозить наши спектакли и в отдаленные районы Ярославской области. Уже заключены соглашения с клубами и домами культуры Рыбинска, Мышкина. Надеюсь, как только карантин завершится, мы сможем эти планы осуществить.

— Вы думаете, карантин закончится?

— Конечно. Ну не может же эта зараза победить Россию.

— А правда ли, что в ГИТИСе вы учились у отца нынешнего министра культуры Бориса Любимова?

— Борис Николаевич принимал у меня экзамен по эстетике. Это один из самых главных и сложных предметов, как для инженеров сопромат.

— Получается, вы можете свободно зайти к Ольге Борисовне Любимовой и попросить о чем угодно?

— Нет, не могу. У каждого своя работа: она министр, а я руководитель театра. Всякий нарушающий субординацию только вредит делу, внося в отношения хаос.

— Ходит забавный слух, будто в большое кино вас ввел сын Глеб.

— Это не слух, а правда. Глеб начал играть в спектаклях еще школьником, в 9 лет его пригласили в фильм «Коктебель» режиссеров Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова. Так я познакомился с Попогребским, который затем пригласил меня на главную роль в картине «Простые вещи». А затем моя кинокарьера стала развиваться по нарастающей. И у сына тоже все складывается хорошо. Он служит в «Студии театрального искусства Сергея Женовача», своего учителя, снимается в кино. Горжусь им.

— Вы еще опекаете кинофестиваль в Железноводске?

— Да, первый такой смотр под названием «Герой и время» состоялся прошлой весной. Я до того бывал на знаменитом чешском курорте Карловы Вары, где проходит известный кинофестиваль. И всегда думал: а чем наши курорты хуже? Тому же Железноводску больше 200 лет, здесь бывали и царские особы, и великие деятели русской культуры. Инфраструктура в наличии — международный аэропорт, отличные дороги, гостиницы. Ну а о красоте природы еще Лермонтов так сказал, что вряд ли есть смысл добавлять. Короче, моя мечта осуществилась. В конкурсе участвовали 12 игровых и 12 документальных фильмов из 13 стран. Творческие встречи со Светланой Немоляевой, Аликой Смеховой, Станиславом Дужниковым, Ольгой Волковой, Алисой Гребенщиковой, Ольгой Дроздовой, Ольгой Кабо имели громадный успех. Главная наша идея — показывать по-настоящему хорошие фильмы, а не так называемое фестивальное кино. И мы попали в точку: наш первый фестиваль посетили более 80 тысяч зрителей. Руководство Ставропольского края обещало поддерживать смотр и впредь. Пропуская из-за пандемии этот год, мы надеемся, что в 2021-м обязательно снова встретимся с северокавказским зрителем.

— А что с другим вашим начинанием — с кафе под огневым названием «Бар склад ГСМ»?

— К сожалению, наши «горюче-смазочные материалы» довольно быстро оправдали свое название: кафе прогорело в кризис 2014 года. И это стало для меня уроком: нет коммерческой жилки — не испытывай судьбу. С тех пор дал себе зарок служить только своей прямой профессии, а о бизнесе забыть.

— Зато ваша творческая жизнь насыщенна. Как вы отдыхаете?

— Не могу вспомнить, когда последний раз отдыхал. Хотя если учесть, что лучший отдых — это смена дела... Например, превращение из режиссера в актера. А потом — в руководителя театра. С этой точки зрения моя жизнь — просто сплошной отдых!

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?