В Москве состоялся традиционный ежегодный парад трамваев, приуроченный к годовщине открытия трамвайного движения в городе. От депо имени Апакова на Шаболовке до Чистых прудов прошли 16 вагонов, в основном исторических из коллекции музея Мосгортранса, а также один современный вагон «Витязь», который в ближайшие годы должен стать основным в столичной трамвайной системе.
Корреспондент «Труда» узнал и о некоторых других планах Московского правительства по развитию трамвая, а также об отсутствии таковых не то что по развитию, но хотя бы по возвращению на исконные маршруты другого вида электрического транспорта – троллейбуса, сейчас вытесняемого автобусом.
Вагон «Витязь» - настоящее и будущее московского трамвая
Путь колонны начался на Шаболовке. Здесь состоялась краткая встреча с заместителем мэра Москвы Максимом Ликсутовым и начальником Мосгортранса Евгением Михайловым. Они рассказали, что сейчас ежедневно на улицы столицы выходят около 800 трамваев, которые перевозят 900 тысяч пассажиров в сутки. Сейчас взят курс на обновление парка машин, столица заказала 300 современных низкопольных вагонов, конкурс на их поставку выиграло тверское ООО «ПК Транспортные системы». В ближайшие три года будет поступать по сто машин, уже сейчас их количество в Москве составляет 26 и каждую неделю оно растет на 2-3 единицы. Этот трехсекционный сочлененный трамвай соответствует самым современным стандартам, вмещает до 320 пассажиров и развивает скорость до 75 километров в час.
Одна из проблем столичного трамвая – изношенность путей. В 2017-2018 годах планируется капитально отремонтировать 55 километров полотна. Уже в нынешнем году трамвай вернется на площадь Тверской заставы, улучшив ситуацию в напряженном транспортном узле около Белорусского вокзала.
Вообще было отрадно узнать, что после долгих десятилетий небрежения, сокращения сети, ветшания вагонов столичная власть снова поворачивается лицом к трамваю. Г-н Ликсутов даже назвал его «номером вторым в Москве по провозной способности после метрополитена», что, по сведения «Труда», неточно: больше трамвая перевозят троллейбус (1,1 млн человек в день) и особенно автобус (около 5 млн). Но, конечно, обещанное Максимом Станиславовичем «постоянное обновление подвижного состава и инфраструктуры, включая удобные посадочные площадки» столице никак не помешает.
Максим Ликсутов (в центре) и Евгений Михайлов (слева) рассказали о том, к чему идет московский трамвай
Досадно другое: городское начальство в последние годы почему-то явно теряет интерес к другому экологичному виду общественного транспорта – троллейбусу. Демонтированы или бездействуют десятки километров линий в центре. Докладывая о закупках сотен трамваев и автобусов, руководители города слово «троллейбус» просто пропускают – видимо, они не закупаются вообще. А на мой вопрос – когда же состоится обещанное в прошлом году возвращение троллейбусного движения на отремонтированное Садовое кольцо, Евгений Михайлов ответил, что «суть не в конкретном техническом решении, это вопрос второстепенный и вкусовой, а в том, что взят курс на общее повышение доли эффективного электротранспорта в транспортной системе столицы». И даже порадовал некоторыми цифрами. Например, за последние четыре года количество вредных выбросов от общественного транспорта сократилось в два раза.
Это прекрасно. Но про судьбу троллейбуса на кольце Б Евгений Федорович так ничего и не сказал. Не думаю, что экологическую ситуацию на этой сверхзагруженной трассе улучшают те десятки дизельных автобусов, что по непонятной причине так и не уступили место ходившему здесь до прошлого года (на протяжении 80 лет!) троллейбусу.
И все же минувшая суббота для московского общественного транспорта была прежде всего праздником трамвая. Около 200 тысяч человек посетили выставку старинной и современной трамвайной техники на Чистых прудах. На импровизированной эстраде выступали артисты, с нее звучали вопросы викторины на знание истории трамвая в столице России, других городах и странах. Спрашивали самые неожиданные вещи. Например – откуда поговорка «метр с кепкой». Оказывается, в старину можно было провезти бесплатно ребенка, если он не достиг метрового роста. Измерение тут же проводил кондуктор. Мамаши вступали в спор: мой-де метр только с кепкой, а без нее ниже... Счастливые знатоки этой и прочих трамвайных тем получали в подарок модель трамвая «Татра-3», последние полвека одного из наиболее распространенных в столице.
Улыбнулась удача и журналисту «Труда». Когда спросили, под трамвай какого маршрута попал герой романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Михаил Берлиоз, публика почему-то закричала: «А». Видимо, сбила с толку кличка этого маршрута «Аннушка» – помните, виновницей романного несчастного случая действительно стала Аннушка, только не трамвай, а бестолковая тетка, разлившая масло, на котором поскользнулся несчастный.
Телеведущая Яна Чурикова призналась, что любимый у нее - трамвай МТВ-82: она сама начинала карьеру с MTV, только не трамвая, а телеканала
Трамвай же на Патриарших прудах (не путать с Чистыми) никогда не ходил. Что я и высказал – и тоже удостоился маленькой «Татры-3» из рук очаровательной Яны Чуриковой, постоянной ведущей парадов Мосгортранса. И, конечно, немедленно отдал подарок юной, лет шести, особе, явной поклоннице трамвая, судя по огню, каким загорелись ее глаза при виде игрушечной машинки. Вдруг, когда подрастет, она станет начальником в московском правительстве и поможет столичному транспорту стать ему еще лучше и экологичнее, не обижая при этом никакую из его ветвей.