В Вятку со своим самоваром тоже не ездили

В пику известной пословице в XIX веке конкуренцию самоварной столице России составляла Вятка

В Тулу, как известно, со своим самоваром не ездили. Впрочем, в XIX веке конкуренцию самоварной столице России составляла Вятка. О тех временах сегодня напоминает открывшаяся в Кирове выставка, посвященная русским традициям чаепития.

Музей «Вятские народные художественные промыслы», или Приказная изба — памятник архитектуры федерального значения. Неприметное одноэтажное здание розоватого камня на Спасской улице, весной и летом укрытое в тени белоствольных берез, ранее называлось Питейным домом. Сие строение историки связывают с именем Федора Рослякова, губернского архитектора, а само появление Питейного дома — со временем после большого пожара, случившегося в городе в середине ХVIII века.

Впервые здание упоминается в 1771 году в списке публичных строений, который был составлен головой города Хлынова (тогдашнее название Вятки) Яковом Машковцевым. В давние времена здесь собирались вятские купцы обмыть-отметить удачные сделки. Неслучайно вход в Питейный дом был устроен с противоположной стороны: из окошек заведения был виден Свято-Успенский кафедральный собор, вот купцы и стеснялись... Своим же вторым названием Приказная изба обязана ошибке в исторических документах.

В 1974 году, когда праздновалось 600-летие города, здание передали Кировскому областному краеведческому музею, который открыл здесь свой филиал. Теперь в бывшем Питейном доме размещается экспозиция, посвященная вятским народным промыслам: изделия из бересты и соснового корня, кукарские кружева, знаменитая дымковская игрушка. А сейчас здесь открылась выставка «Страна Самовария».

«Сегодня подзабыты замечательные русские традиции чаепития, — рассказывает заведующая музеем Галина Гузлаева. — А ведь долгое время именно самовар воспринимался нашими дедами и прадедами как символ гостеприимства, уюта и достатка. До блеска начищенный, он красовался на видном месте в избах, а потом и в квартирах россиян».

На нынешней выставке представлено более 60 самоваров из собраний краеведческого музея и вятского коллекционера Евгения Комарова. Неизменный интерес вызывают изделия производства братьев Поповых из города Слободской Вятской губернии конца XIX — начала XX века, первые электрические самовары фабрики Морозова (да-да, уже тогда существовали прообразы сегодняшних электрочайников) и выполненные по рисункам вятчан братьев Васнецовых угольные — фабрики Слиозберга в Туле... Украшением выставки стал огромный самовар емкостью аж в 50 литров.

Кто же они, братья Поповы, зачинатели вятского самоварного дела? Главой предприятия был Егор Михайлович Попов, купивший в Слободском дом, который и сегодня стоит на улице чекиста Володарского (вот они, парадоксы русской истории!). Здесь он открыл со своими братьями кустарное медное заведение. Поповы начали с кастрюль, подойников, горшков и рукомойников, потом освоили производство поддужных колокольчиков и, лишь набравшись мастерства и опыта, взялись за самовары. Каждый из четырех братьев специализировался на определенных операциях, и каждое изделие обязательно проходило через руки всех четверых — Ивана, Егора, Николая и Гаврилы.

В собраниях Слободского краеведческого музея сохранилась иконка в серебряном окладе с выгравированной надписью: «Сим образом Спасителя благословила Екатерина Гавриловна Попова сына своего Гавриила Михайловича на штамповальное дело, 1879 года, сентября, 23 дня». С того времени братья Поповы начинают развивать самоварный промысел. Постепенно слободские самовары заполнили ярмарки Вятской губернии и вышли за ее пределы. Спросом их товар пользовался в Нижнем Новгороде, Казани, широко представлялся на популярных Ирбитской и Макарьевской ярмарках. Вскоре появились и первые медали за высокое качество, изображения которых Поповы стали выбивать на своих самоварах.

Для полноты картины в экспозицию выставки включен фарфор известных производителей: чайные сервизы и пары фабрики Гарднера, изделия фабрики Кузнецова, кофейный сервиз «Васильки» производства Германии конца XIX века, продукция Дмитровского, Дулевского и Кузяевского фарфоровых заводов. Чайные столики, сундуки, шкатулки, прочие изящные чайные принадлежности, сохранившиеся этикетки конфет и шоколада создают достойное обрамление главному экспонату — русскому самовару.