Главная Культура 00:17 17 Апреля 2015 3261
«Цензуру не люблю, а пошлость презираю»

В свои 75 лет легендарный танцовщик Владимир Васильев продолжает ставить спектакли, писать стихи и картины

Сергей Бирюков

Владимир Васильев – огромная эпоха в мировом балете и в творческой истории Большого театра. Его Спартак, Базиль, Щелкунчик-принц навсегда останутся непревзойденными вершинами. А сценический и жизненный дуэт с Екатериной Максимовой, союз Кати и Володи, как называли их во всем мире, – один из величайших примеров любви и гармонии.

На нынешний юбилей Васильев превзошел по смелости самого себя: завтра на сцене Большого театра – его спектакль по «Высокой мессе» Баха, привезенный Театром оперы и балета Татарстана.

– Как можно решиться ставить балет на духовное произведение? Ведь танец – самое «языческое» из всех искусств: если пение – голос души, то пляска – голос тела.

– Прежде чем я решился ставить Мессу Баха так, как поставил ее сейчас, прошло несколько десятков лет. И, видимо, пришло время. Этот спектакль – не балет, не опера, не симфонический концерт. Скорее – действо, размышление, философская исповедь с участием солистов, хора, балета, оркестра. Да, здесь есть балет, более того: в последней Осанне – сцене народного ликования – танец выглядит скорее первобытным и языческим, в отличии от других сцен, где пластика решена классическим языком. Но просто балет на эту тему я не решился бы делать никогда. Танцовщики здесь – лишь часть огромного ансамбля участников (на сцене около 200 человек). И моя постановка – не религиозное произведение. Месса – это вселенская музыка, принадлежащая всему человечеству, вне любых делений, границ и конфессий. Она, по-моему, высоко духовна не по ее предназначенности церковному канону, за рамки которого она вышла благодаря гению ее создателя. Божественность Мессы я вижу в ее воздействии на слушателя – она возвышает человеческую душу, заставляя задуматься о главном: что есть мы, с чем и зачем пришли в этот мир. Может быть, еще и поэтому она называется Высокой – ведь так назвали ее потомки после смерти Баха. Недаром сказано, что когда звучит музыка Баха, с нами разговаривает Бог.

Именно музыка и ее философское содержание подсказывали мне режиссерские и хореографические решения. Сценография художника Виктора Герасименко также масштабна и символична. А в компьютерном 3D-дизайне (Данил Герасименко) использованы рисунки необыкновенной художницы-философа Светланы Богатырь, живущей ныне во Франции. Когда я впервые увидел ее рисунки, сотканные из нот и цифр, понял: вот символические пластические образы музыки Баха. В них – Разум и Душа, сознание и бессознательное, наука и искусство, которые и есть двигатель человеческой цивилизации.

В спектакле по Мессе Баха – размышление о судьбах человечества и каждого человека, а значит и о своей судьбе тоже, потому что мой жизненный путь такой же, как у миллионов людей. Эта Месса – о любви и радости, о потерях, обидах и горечи, о красоте и добре. Мы, люди – дети огромной Вселенной, где нет делений по национальным, расовым, религиозным и прочим признакам, – едины. И главное во всем – Любовь и Добро, которые должны править миром, чтобы этот мир нес радость каждому живущему в нем, чтобы у человечества было будущее. Об этом мой спектакль, и об этом, как мне кажется, музыка Баха. Отсюда его название «Даруй нам мир», по названию последней части самой Мессы.

– Почему вы ставите Мессу не с родным Большим театром, а с артистами Татарстана?

Ответ предельно прост: потому что именно директор Татарского театра оперы и балета предложил мне поставить у них Мессу си-минор И. С. Баха.

– Вы танцевали все главные партии классического репертуара. В какую из них сегодня, будь такая возможность, хотелось бы вернуться?

- Возвращаться куда бы то ни было – вообще не в моем характере. Несмотря на возраст, мне по-прежнему хочется идти вперед, не оглядываясь, создавая что-то новое, постигая неизведанное.

– А о какой несыгранной роли жалеете?

– Было много ролей, которые я исполнил бы с большой радостью. Но не случилось. Сказать, что жалею – не могу. Ведь в моей жизни много других приложений творческих сил. Даже задуматься об этом некогда.

– Тогда о каком жизненном шаге жалеете? В прошлый наш разговор вы причислили к таковым приглашение в театр Волочковой. Может быть, сегодня придет на ум что-то другое?

– Наверное, прошлый наш разговор произошел много лет назад. Сейчас я бы сказал словами из своего стихотворения: «Я ни о чем никогда не жалею,/ Я ни о чем никогда не грущу,/ Что не сложилось, я знаю, – не склеишь./ Друга узнаю, врага – отпущу».

 

Владимир Васильев и Екатерина Максимова в спектакле «Жизель». Париж, Театр Елисейских Полей, 1983 год. Фото Анри Сумире-Лартига из личного архива Владимира Васильева


– Чем сделанным на посту директора Большого вы гордитесь? А в чем ошиблись?

Тогда удалось вывести театр из творческого застоя, вдохнуть новую жизнь в процессы, которые по многим и объективным и субъективным причинам находились в упадке. Ведь в то время, когда я пришел в театр, раздавались предложения от очень серьезных, авторитетных личностей в искусстве: нужно распустить труппу и набрать ее заново. То, что этого не случилось, считаю и своей заслугой. Как и то, что настоял на строительстве филиала Большого – его Новой сцены, и мы вовремя успели ее построить, чтобы труппа имела свой дом на время реконструкции. А если и были какие-то ошибки, чего вряд ли избежал хоть один человек на руководящем посту, то скорее всего их причина в том, что был слишком либерален, мягок, открыт. Но этого уже не изменишь. Я такой, какой есть.

– Выдвинутая вами когда-то идея «квартала Большого театра», когда все соседи ставили бы рядом со своим брендом и эмблему Большого, совсем погибла? Не предлагали ее нынешнему руководителю ГАБТа Урину?

- С Владимиром Георгиевичем мы на такие темы никогда не разговаривали. Да и предлагать что-то руководителю, особенно, когда тебя об этом не спрашивают, как-то неэтично. У каждого руководителя свой взгляд на развитие театра.

– Будь у вас возможность пообщаться с постановщиками новосибирского «Тангейзера» и с его противниками, что бы вы сказали тем и другим?

– Я не видел этот спектакль и не могу судить о нем. Если говорить в общем, то, как любой человек, занимающийся творчеством, я против цензуры в искусстве, против вмешательства в творчество художника. Но! Я презираю пошлость и голый эпатаж ради скандала и дешевого пиара. Как часто приходится видеть проявления этого на сцене, а потом читать восторженные отклики, которые возводят на пьедестал то, что и искусством-то назвать трудно.

Фото Анри Сумире-Лартига из личного архива Владимира Васильева

 

– Когда вас спрашивали – почему вы с Екатериной Сергеевной не уехали за границу, вы отвечали: «А где я там найду еще одну Рыжевку?..» Неужели местоположение дачного дома может так много значить в судьбе художника?

- Конечно, дело совсем не в географии. Березки растут и в других местах нашей огромной планеты. Но есть понятие Родины, которое вбирает множество компонентов, подчас даже кажущихся незначительными, и они, собираясь вместе, составляют такую мощную силу воздействия на душу человека, что без них невозможно жить и дышать. Я люблю нашу землю, нашу природу, нашу глубинку даже с ее покосившимися старыми избами, разваленными церквами, непролазными, раздрызганными дорогами, люблю друзей, люблю русский язык, люблю вольный воздух наших просторов – да разве все перечислишь? Это в моей крови, и без этого я не смогу остаться собой. И это мы с Катей чувствовали совершенно одинаково. И все это нам было важней любых благ, которыми могла прельстить нас заграница. И хотя многие наши знакомы нам часто говорили, что зря мы не уехали – сейчас бы встречали по красной дорожке, я ни на секунду не жалею, что мы прожили нашу жизнь здесь – у себя дома.

– Однако вы много времени проводите в Италии.

– Италия, и больше всего Рим с его более чем 2000-летней историей – моя вторая любовь после России. Красивая страна и в природном и в архитектурном отношении, где много солнца, любви, радости. Люди приветливые, чем-то даже похожие на нас – русских. Будучи танцовщиком, я много гастролировал в Италии, знал почти все ее уголки, выучил итальянский, и мы нашли там много друзей, что тоже очень важно. Сразу после того, как я ушел из Большого в 2000-м, меня позвали в Римскую оперу исполнить роль Маэстро – Чайковского в балетно-драматическом спектакле «Долгое путешествие в Рождественскую ночь». Там я читал Пушкина на русском и «Бурю» Шекспира на итальянском, танцевал. Потом было множество постановок с Франко Дзеффирелли, где я делал хореографию: «Аида» – на Арене ди Верона, в Ла Скала и в Театро Массимо в Палермо, «Травиата» – в Римской опере. В Римской опере еще раз вышел на сцену в роли Дягилева-Нижинского в спектакле «Дягилев-Мусагет» в юбилейный год Дягилева. Сейчас вот в мае откроется выставка моих живописных работ теперь уже в Русском культурном центре в красивом палаццо в центре Рима. Я рад, что прекрасная пианистка Катя Мечетина согласилась принять участие в открытии выставки – так что будет целое культурное событие.

– А в России – есть у вас проект мечты?

– О том, как осуществился один, вы узнаете уже завтра. Есть и другой, пока не осуществленный – «Драма на охоте» по Чехову.

– Многие наши артисты рассказываю про недружественные выпады в адрес гастролирующих за рубежом россиян, совсем как в советское время.

- При мне как-то никто ни разу не сказал ничего плохого ни о моей стране, ни о дорогих мне людях. Даже во времена холодной войны, когда мы выезжали с Большим театром на гастроли, публика горячо нас приветствовала, несмотря на отдельные выпады и провокации. Никогда не было санкций против людей искусства. В этом смысле то, что происходит сегодня, мне кажется вопиющим.

– В мире балета все большие позиции завоевывают украинские танцовщики. Неудивительно, ведь у нас, по сути, общая школа. Случалось ли в последнее время сотрудничать, не возникало ли сложностей?

- Со многими моими украинскими коллегами мы встречаемся по всему миру, и никогда я не чувствую никакого изменения в их отношении ко мне. Никто из них не сказал ни слова плохого о России в моем присутствии. Правда, вот на последний конкурс «Арабеск» имени Екатерины Максимовой украинские артисты не приехали, и мы очень жалели об этом. Мне кажется, это время отчуждения не может долго продолжаться. Мы – родственные народы с похожей культурой, обычаями, языком. И должны жить в мире друг с другом. Я в это верю.

– Катя написала большую автобиографическую книгу. А вы, насколько знаю, предпочитаете стихи. Это еще одно проявление разности ваших темпераментов?

– Дело совсем не в том, что стихи для меня предпочтительнее прозы. Я их не сочиняю специально – они приходит откуда-то помимо моей воли, тогда я их просто записываю. Вот к юбилею выйдет новая книга.

– Продолжается ли ваше живописное творчество?

– Без красок, без живописи я не живу ни дня. Именно она стала главным делом моей жизни сейчас. В моей мастерской накопилось уже больше тысячи работ, я создал эскизы оформления десяти моих постановок, прошло более 20 выставок. А сюжеты моих картин – по-прежнему пейзажи и окружающая меня природа, люди, обстановка. Красота мира все также волнует меня. Впереди несколько выставок в Москве, ближайшая откроется в галерее Бахрушинского музея 20 апреля. А потом – в Риме 15 мая и 16 июня – в Санкт-Петербурге.

– В прошлый раз вы говорили, что у вас нет никаких секретов физической формы и долголетия, кроме одного: быть активным. Что вы и жареного мяса не чураетесь, и хороший крепкий напиток по доброму поводу и в дружеской компании можете употребить.

– К счастью, я по-прежнему все это люблю и могу получать от этого удовольствие. И неважно, хорошее ли это вино в Италии или качественная водочка на Рыжевке. Главное все-таки – люди, с которыми радость от этого чревоугодия можешь разделить.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7175
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?