«Левиафан» плывет в Канн

Новость из Франции: фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» включен в конкурсную программу Каннского кинофестиваля и теперь поборется за «Золотую пальмовую ветвь»

До последнего было неясно, возьмут ли хоть одну российскую картину в программу престижнейшего киносмотра – хотя, говорят, на Лазурный Берег рассчитывали поехать и Никита Михалков с «Солнечным ударом», и Андрей Кончаловский с «Белыми ночами почтальона Алексея Тряпицына», и Александр Сокуров с французским фильмом о Лувре… Но каннские отборщики предпочли им недавно завершенную, четвертую по счету картину Андрея Звягинцева, который в последнее десятилетие буквально ворвался в элиту мирового кино. Триумфально победив на Венецианском фестивале, где его «Возвращение» завоевало сразу два «Золотых льва» (за лучший фильм и лучший дебют), Звягинцев затем дважды представлял свои картины в Каннах. «Изгнание» получило «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую мужскую роль (Константин Лавроненко), а «Елена» завоевала спецприз жюри в программе «Особый взгляд». И вот новая попытка режиссера, отметившего недавно свое 50‑летие, взять каннское «золото».

Сделать это ох как нелегко! Среди соперников Звягинцева – Жан-Люк Годар, Дэвид Кроненберг, Атом Эгоян, Мишель Хазанавичюс, Нури Бильге Джейлан, Майк Ли, Кен Лоуч, братья Дарденн… Живые классики мирового кино, неоднократные участники и призеры Канн. Уже сам факт, что Звягинцев попал в столь престижную компанию, дорогого стоит. Теперь все зависит от жюри во главе с режиссером Джейн Кэмпион («Пианино»), от самого фильма, над которым Звягинцев трудился вместе со своими постоянными соавторами – продюсером Александром Роднянским, сценаристом Олегом Негиным, оператором Михаилом Кричманом. Как и в «Елене», Звягинцев использовал музыку композитора Филипа Гласса.

По словам Звягинцева, «Левиа­фан» – социальный триллер, в основе которого лежит история библейского Иова в декорациях современной России. Бюджет фильма составил 220 млн рублей, главные роли сыграли Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Алексей Серебряков. По сюжету герой Серебрякова, зарабатывающий на жизнь нелегким ручным трудом, по воле судьбы в одночасье лишается всего...

Съемки проходили на Кольском полуострове, в маленьком Кировске, где Звягинцев увидел метафору современной России. Еще до показа на Каннском фестивале «Левиафан» закуплен рядом стран.