Свой будущий фильм «Восьмерка» режиссер Алексей Учитель снимает для зрителя, который умеет сопереживать
Студия «Рок» Алексея Учителя отмечает
— Алексей Ефимович, для обычного зрителя авторское кино — это нечто заумное: лучше обойти стороной, чтобы не почувствовать себя круглым дураком.
— На мой взгляд, это самая сложная грань кинематографа — снимать для широкого зрителя так, чтобы все было очень высокого художественного качества и при этом понятно не только авторам, но еще и другим людям. Мы пытаемся это делать, и иногда небезуспешно.
— Все чаще приходится слышать, что режиссерское кино умерло и наступила эра продюсеров, держащих режиссеров за горло мертвой хваткой. Все так плохо?
— Нет, дело в том, что у нас неправильно понимают роль продюсера. Когда он, как это происходит в том же злополучном американском кино, сам придумывает проект, заказывает сценарий и приглашает режиссера, зная, что в итоге хочет получить, он — соавтор произведения и, значит, имеет право диктовать условия и сценаристу, и режиссеру. У нас чаще идею придумывает режиссер, заказывает под нее сценарий, а потом приходит со своим проектом к продюсеру. А тот, имея два миллиона вместо необходимых пяти, вынуждает режиссера корежить изначальный замысел. Это продюсерство примитивное. Нет денег — не берись за проект. Отсутствие средств не есть основание для вмешательства в творческий процесс. Но у нас разумных продюсеров первого эшелона крайне мало. Единицы. Чтобы стать продюсером в истинном значении этого слова, одного умения считать деньги недостаточно. Хорошо бы еще и талант в придачу. За примерами далеко ходить не надо — тот же Сергей Сельянов. Совмещение продюсерской и режиссерской ипостасей в одном лице может давать хорошие результаты.
— В этом году выйдет на экраны ваш новый фильм — «Восьмерка» по повести Захара Прилепина, где вы доверили главные роли никому не известным актерам.
— Если бы в картине были заняты известные актеры, мне кажется, доверия к происходящему на экране у зрителя было бы меньше. Я и хотел, чтобы возник эффект лиц из толпы. Зато на втором плане публика увидит несколько лиц очень известных, в том числе самого Захара. Но хочу заметить: даже в Голливуде ставка на звезд не гарантирует, что фильм не провалится. Хотя традиция подводить в конце года итоги — какая звезда принесла своим нанимателям наибольший доход — существует там не первый год. У нас даже потрясающие, любимые мною актеры Женя Миронов или Володя Машков (я могу и многих других назвать) кассу кардинально не меняют: дают
— Как наши бабушки и дедушки верили, что Чапаев тонет у них на глазах?
— Ну, не так буквально, конечно, но без сопереживания наш зритель кино смотреть не может. Во всяком случае отечественное кино. И любимые публикой актеры иногда дают обратный эффект: их не отождествляют с героями.
— Тогда почему в кино так востребованы сериальные звезды?
— Людям хочется видеть тех, к кому они привыкли на телеэкране. Но, повторяю, никакой гарантии кассового успеха это не дает.
— Когда-то в кино ходили и стар и млад, киноустановка была в каждом сельском клубе. Нынешняя система проката заточена под продвинутый молодняк крупных городов, которому каждый уик-энд можно скармливать очередной блокбастер. Другой зритель ей не интересен. — Еще лет
— И неформатному зрителю остаются только фестивали, такие как «Послание к человеку», который вы возглавляете?
— В этом году судьба фестиваля, который был визитной карточкой питерского кинофорума и по программе, и по масштабам, висит на волоске. Я отказался включать его в рамки кинофорума, потому что проведение нескольких фестивалей в одни и те же сроки — идея бредовая: ни зрители, ни критики не успевают посмотреть все, что им интересно. Когда я открыто сказал об этом властям города, они захотели нас проучить, и фестивальная комиссия комитета по культуре Санкт-Петербурга решила вообще не выделять нам средств.
— Деньги решают все?
— Многое. Можно снять хорошее кино на скромные средства, но если нет денег на его раскрутку, о его существовании никто никогда не узнает. Допускаю, государство все достойные реализации замыслы профинансировать не может, но почему оно в таком случае не предоставляет льготы людям и организациям, которые хотят вкладывать деньги в кино? Достаточно принять давным-давно лежащий в Думе закон о меценатстве, и будет все в порядке.
— Но пока кинематографисты могут уповать только на государство.
— В последние годы оно активно занялось кинематографом. Рычаг у него в руках огромный, но как он используется? Государство должно поддерживать студии не по количественному, а по качественному принципу. Экранизация анекдотов, пусть и имеющих какой-то зрительский успех, — это еще не кино.
— А что может вас заставить уйти из кино?
— Если я в своем новом фильме увижу цитату из моей прежней картины. Тогда как режиссер точно брошу кинематограф.