Главная Культура 00:30 17 Апреля 2013 160
Алексей Учитель рассказал, когда бросит кино

Свой будущий фильм «Восьмерка» режиссер Алексей Учитель снимает для зрителя, который умеет сопереживать

Виктория Пешкова

Студия «Рок» Алексея Учителя отмечает 20-летие. Отчего автор знаменитых художественных лент «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Край» сохраняет верность и документальному кино? Как удается, снимая заведомо некассовые фильмы, завоевывать не только престижные фестивальные призы, но и зрительскую любовь? Писатель Захар Прилепин секрет Учителя сформулировал так: несмотря на всю питерскую интеллигентность, в нем скрыт бронепоезд или танк, который едет, подминая под себя все что угодно. Таков ли на самом деле прославленный постановщик?

— Алексей Ефимович, для обычного зрителя авторское кино — это нечто заумное: лучше обойти стороной, чтобы не почувствовать себя круглым дураком.

— На мой взгляд, это самая сложная грань кинематографа — снимать для широкого зрителя так, чтобы все было очень высокого художественного качества и при этом понятно не только авторам, но еще и другим людям. Мы пытаемся это делать, и иногда небезуспешно.

— Все чаще приходится слышать, что режиссерское кино умерло и наступила эра продюсеров, держащих режиссеров за горло мертвой хваткой. Все так плохо?

— Нет, дело в том, что у нас неправильно понимают роль продюсера. Когда он, как это происходит в том же злополучном американском кино, сам придумывает проект, заказывает сценарий и приглашает режиссера, зная, что в итоге хочет получить, он — соавтор произведения и, значит, имеет право диктовать условия и сценаристу, и режиссеру. У нас чаще идею придумывает режиссер, заказывает под нее сценарий, а потом приходит со своим проектом к продюсеру. А тот, имея два миллиона вместо необходимых пяти, вынуждает режиссера корежить изначальный замысел. Это продюсерство примитивное. Нет денег — не берись за проект. Отсутствие средств не есть основание для вмешательства в творческий процесс. Но у нас разумных продюсеров первого эшелона крайне мало. Единицы. Чтобы стать продюсером в истинном значении этого слова, одного умения считать деньги недостаточно. Хорошо бы еще и талант в придачу. За примерами далеко ходить не надо — тот же Сергей Сельянов. Совмещение продюсерской и режиссерской ипостасей в одном лице может давать хорошие результаты.

— В этом году выйдет на экраны ваш новый фильм — «Восьмерка» по повести Захара Прилепина, где вы доверили главные роли никому не известным актерам.

— Если бы в картине были заняты известные актеры, мне кажется, доверия к происходящему на экране у зрителя было бы меньше. Я и хотел, чтобы возник эффект лиц из толпы. Зато на втором плане публика увидит несколько лиц очень известных, в том числе самого Захара. Но хочу заметить: даже в Голливуде ставка на звезд не гарантирует, что фильм не провалится. Хотя традиция подводить в конце года итоги — какая звезда принесла своим нанимателям наибольший доход — существует там не первый год. У нас даже потрясающие, любимые мною актеры Женя Миронов или Володя Машков (я могу и многих других назвать) кассу кардинально не меняют: дают 10-15% дополнительных сборов. Нашему зрителю по-прежнему нужно, чтобы история его лично цепляла и чтобы он верил в то, что видит на экране.

— Как наши бабушки и дедушки верили, что Чапаев тонет у них на глазах?

— Ну, не так буквально, конечно, но без сопереживания наш зритель кино смотреть не может. Во всяком случае отечественное кино. И любимые публикой актеры иногда дают обратный эффект: их не отождествляют с героями.

— Тогда почему в кино так востребованы сериальные звезды?

— Людям хочется видеть тех, к кому они привыкли на телеэкране. Но, повторяю, никакой гарантии кассового успеха это не дает.

— Когда-то в кино ходили и стар и млад, киноустановка была в каждом сельском клубе. Нынешняя система проката заточена под продвинутый молодняк крупных городов, которому каждый уик-энд можно скармливать очередной блокбастер. Другой зритель ей не интересен. — Еще лет 30-40 лет назад кино было для многих источником самых ярких впечатлений. Конкурентов у него практически не было, особенно для жителей небольших населенных пунктов, причем независимо от их возраста. Из советской системы проката кое-что было бы неплохо перенести в сегодняшний день, чтобы некассовый зритель не оставался за бортом. Сегодня в кино ходят в основном те, кому от 13 до 25. Правда, в последнее время потянулись и люди постарше — от 30 до 40. Возможно, это как-то повлияет на вкусовые тенденции. Кино сегодня воспринимается скорее как аттракцион, а не как пища для ума и сердца. Тем не менее параллельно должна существовать система проката авторского, фестивального, артхаусного — называйте как хотите — кино. У него есть свой зритель. Такие фильмы должны идти долго в небольших залах: три-четыре кинотеатра в Москве, два — в Петербурге, по одному в других крупных городах. В Москве, к примеру, есть кинотеатр «Пионер». Но пока альтернативный прокат пребывает в зачаточном состоянии.

— И неформатному зрителю остаются только фестивали, такие как «Послание к человеку», который вы возглавляете?

— В этом году судьба фестиваля, который был визитной карточкой питерского кинофорума и по программе, и по масштабам, висит на волоске. Я отказался включать его в рамки кинофорума, потому что проведение нескольких фестивалей в одни и те же сроки — идея бредовая: ни зрители, ни критики не успевают посмотреть все, что им интересно. Когда я открыто сказал об этом властям города, они захотели нас проучить, и фестивальная комиссия комитета по культуре Санкт-Петербурга решила вообще не выделять нам средств.

— Деньги решают все?

— Многое. Можно снять хорошее кино на скромные средства, но если нет денег на его раскрутку, о его существовании никто никогда не узнает. Допускаю, государство все достойные реализации замыслы профинансировать не может, но почему оно в таком случае не предоставляет льготы людям и организациям, которые хотят вкладывать деньги в кино? Достаточно принять давным-давно лежащий в Думе закон о меценатстве, и будет все в порядке.

— Но пока кинематографисты могут уповать только на государство.

— В последние годы оно активно занялось кинематографом. Рычаг у него в руках огромный, но как он используется? Государство должно поддерживать студии не по количественному, а по качественному принципу. Экранизация анекдотов, пусть и имеющих какой-то зрительский успех, — это еще не кино.

— А что может вас заставить уйти из кино?

— Если я в своем новом фильме увижу цитату из моей прежней картины. Тогда как режиссер точно брошу кинематограф.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9471
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?