Кому и как аукнется эхо взрыва в Бостоне?
Случившемуся в этом американском городе теракту некоторые горячие головы поспешили тут же присвоить титул «самого страшного со времен 11 сентября 2001 года». На самом деле это явный перебор — с тех пор в США происходили вещи и покошмарнее, чем нынешнее событие. Вспомните, сколько невинных школьников и студентов было убито там за последние годы вооруженными психопатами-одиночками.
Другое дело, что нынешние взрывы в Бостоне вполне могли бы претендовать на номинацию «самый зрелищный теракт со времен 11.09.01». Все-таки не каждый день в прямом эфире на фоне грандиозного спортивного праздника миллионы зрителей видят два подряд взрыва, панику и ужас на лицах, кровь и дым в только что безмятежном пространстве. Да, мы живем в медийно-информационный век, когда практически в руках у каждого находится нечто видео- и звукозаписывающее, поэтому недостатка в любительской съемке с места взрыва в интернете явно не будет.
А вот с версиями теракта уже сейчас чувствуется какой-то напряг. У официальных властей США пока их только две — действия американских антиправительственных сил и козни неких абстрактных, но радикальных исламистов.
Эксперты обращают внимание на то, что день теракта — 15 апреля — очень важный для американских граждан, поскольку это дата начала подачи налоговых деклараций, и на эту дату почему-то особенно возбуждаются американские радикалы. Знаменитый теракт в Оклахома-Сити, когда во время взрыва погибли 168 человек, произошел также на неделе подачи деклараций — 19 апреля 1995 года.
Что касается версии с пришлыми взрывниками, то тут даже не знаешь, за что зацепиться. Можно только представить, какая куча народа имеет зуб на Америку и ее внешнюю политику. Если бы объявили сбор всех желающих нажать кнопку взрывного устройства в любой точке США, то возникла бы форменная давка из представителей самых разных народов — сербы, афганцы, иракцы, ливийцы, сирийцы: Своей активной политикой по утверждению мира и демократии по всему свету США умудрились за последние 20 лет, оставшись в роли единственной супердержавы, нажить врагов по всему миру.
Конечно, констатация этого факта вряд ли утешит тех, кто безвинно пострадал в Бостоне, и их близких. Людей всегда жальче, чем их правителей. Тем более жертв могло быть значительно больше. Приходят сведения о еще нескольких обнаруженных бомбах, которые по каким-то причинам не были взорваны.
Скорее всего, службы безопасности, отвечавшие за порядок в ходе марафонского забега, успели заблокировать мобильную связь в зоне спортивного праздника, и сигналы к взрывателям не дошли. К счастью многих...
Можно, конечно, констатировать, что два взрыва в Бостоне произвели больше медийного шума, чем реальные жертвы и разрушения. Практически в это же самое время мир привычно проглотил, не отрываясь от кофе с пончиками, дежурную серию взрывов в Ираке, где погибли 20 и ранены 100 человек. И кстати, кто-нибудь из наших граждан метнулся по этому поводу к иракскому посольству с букетиком гвоздик? Руководство России выразило соболезнования? Я уж не говорю о практически ежедневных терактах в Сирии, где гибнут невинные люди, причем по вине тех держав, что поддерживают местный «повстанческий бандитизм». И кому-нибудь есть дело до этих жертв?
Но это нога — кого надо нога... Америка — не Ирак. И потому поневоле возникает вопрос: кого выберут ответственным за взрывы в Бостоне? Это мы увидим в ближайшие дни. Что-то мне подсказывает, что на месте взрывов могут запросто обнаружиться либо маечка с портретом Башара Асада, либо служебное удостоверение сотрудника северокорейских спецслужб. А пока мы обратились к российским экспертам за прогнозом: чего ждать после взрывов в Бостоне?
— Поступающая информация пока весьма скудна, — сказал Алексей Филатов, вице-президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа». — Что известно? Кустарный характер использованной взрывчатки. Террористы начинили бомбы поражающими элементами. Хирурги обнаружили «сечку» или шрапнель в телах пострадавших. Отсюда такое количество травм и ампутаций конечностей. На данный момент никто не взял на себя ответственность за случившееся. На поверхности две крепкие версии: исламисты, связанные с «Аль-Каидой» или действующие автономно, и правые американские радикалы, враждебно относящиеся к администрации Барака Обамы. Я же хочу обратить внимание, что теракты произошли вскоре после решения Вашингтона о сворачивании своего военного присутствия на Востоке. Логика президента Обамы понятна: вывести военных из горячих точек и, оплачивая свои интересы напечатанными долларами, воевать там чужими руками. Однако не всех союзников США устраивает такая позиция. Думаю, они сделают все, чтобы как можно дольше сохранять нынешнее положение вещей.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, прогнозирует сплочение американского общества и усиление его внутренней солидарности. Из экономических последствий он назвал временную и небольшую девальвацию доллара, которая поддержит американскую экономику. Вместе с тем, по словам Делягина, рост нестабильности вызовет возврат спекулянтов в нефть (цена которой упала ниже 100 долларов за баррель) и золото (подешевевшее накануне теракта с 1570 до 1360 долларов за унцию).
Лидия Григорьева, чемпионка Бостонского марафона
— Потрясена тем, что несчастье случилось именно на марафоне в Бостоне. Для меня этот пробег представлялся самым праздничным из тех, где я когда-либо бежала. На всем протяжении трассы стоит живая стена из болельщиков и музыкантов, всегда много детей, жители города даже берут с собой младенцев в колясках.
Если говорить о мерах безопасности, то для элитных марафонцев она там была всегда на высоком уровне. Спортсменов селили отдельно, пропускная система в гостинице очень строгая, дотошная. На место старта бегунов везут на автобусах, куда посторонний никак не может попасть. Уже к месту старта нас проводят по коридору, и полицейские изолируют бегунов от болельщиков. Женщин всегда отправляли на дистанцию на
Наиль Забаров, девятикратный участник Бостонского марафона
— Этот марафон всегда проводится в годовщину так называемого Бостонского чаепития — события, ставшего для американцев началом освободительной борьбы. Думаю, террористы учли и это идеологическое обстоятельство. Трасса марафона с 1897 года проходит по одному и тому же маршруту — узкой улочке, соединяющей Бостон и Хопкинтон. Так что есть ограничения на число участников. Как правило, их бывает меньше 30 тысяч, хотя желающих нашлось бы и полмиллиона. Регистрация начинается месяцев за восемь до начала марафона. Взрыв произошел спустя четыре часа с момента старта. То есть сильнейшие иностранные бегуны уже закончили дистанцию и покинули место финиша, рядом с которым, кстати, находится трибуна на тысячу человек — на ней сидят организаторы, политики, общественники и журналисты. Взрыв произошел рядом с этой трибуной, так что жертвами стала именно ВИП-публика, а также добегавшие до финиша пожилые люди.
Лично мне сложно представить, каким образом можно было бы повысить степень безопасности этого мероприятия. На месте старта и финиша всегда есть полицейские в форме и с собаками. Наверное, есть и агенты в штатском. Но всего не предусмотришь.