Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, о скором уходе которой говорят как о деле решенном, в качестве наследства предполагает оставить новую пенсионную систему. Смысл очередного реформирования все тот же: переложить пенсионные заботы с государственных плеч непосредственно на шеи сограждан. В недалекой перспективе государство станет платить нам лишь некое «пособие по старости» — не более трети от общего объема пенсионного обеспечения. Остальные две трети россияне должны будут добыть самостоятельно — выколотив из работодателей корпоративную пенсию, а также накопив личную денежку в частных пенсионных фондах, страховых компаниях или на банковских счетах.
Как утверждает Татьяна Голикова, все вместе это позволит россиянам после выхода на пенсию получать ежемесячно около 70–80% утраченного заработка. При этом размер государственной части этой пенсии будет зависеть не от размера и объема пенсионных взносов, но лишь от трудового стажа и заработка. В советские времена так уже было: при
Зато теперь для таких подсчетов потребуется узнать (задержите дыхание) соотношение зарплаты работника за весь период работы к средней зарплате по стране за тот же период, умноженное на размер среднего заработка по стране за последний квартал перед начислением пенсии. Ну как, впечатлились? В
Следующая новость: повышать пенсионный возраст Минздравсоцразвития не намерено, но предлагает установить нормативный стаж для получения пенсий: женщинам — 40 лет, мужчинам — 45. При этом глава ведомства признает, что «выработать такую продолжительность стажа к 60 годам практически невозможно». В общем, выбирайте сами: либо неполная пенсия, либо поздний выход на нее.
Соответствующий подарок приготовлен и для россиян, получающих досрочные пенсии. «Мы склоняемся к тому, что надо вводить повышенный тариф для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными условиями труда», — говорит по этому поводу замглавы
В проекте почти ничего не говорится о корпоративных пенсиях, которые должны добавить российским старикам не менее трети пенсионного обеспечения. Предполагается, что эта система будет создаваться для работников «отдельных организаций или отраслей» за счет дополнительных платежей работодателей и работников. А еще, по расчетам Голиковой, россиянам придется учиться инвестировать свои деньги в частные пенсионные фонды, страховые компании и класть на банковские депозиты, чтобы создать для себя еще одну треть пенсионного обеспечения. Весь вопрос, откуда люди возьмут эти инвестиции, если четверти населения страны нынче не хватает на ежедневный хлеб, а еще столько же при очень скромных личных запросах
То есть обеспеченной старости большинству из нас так и не видать, и нынешние 9222 рубля среднероссийской пенсии приходится считать чуть ли не счастьем. Хотя это в 1,5–2 раза ниже, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически развитые государства всего мира и в первую пятерку которой Россия намерена выбиться в скором времени.
Считается, что доля белой зарплаты в российском ВВП не превышает 33%, потому и нынешнее пенсионное обеспечение втрое ниже теоретически возможного. Но в стране есть немалая прослойка людей, которых все эти проблемы как бы не касаются. Это госслужащие, у которых своя пенсионная система, свои минимумы и максимумы. По принятым ими же законам достаточно проработать на госслужбе 15 лет, чтобы получить пенсию в размере 45% своего среднемесячного заработка, а далее за каждый год пенсия вырастает еще на 3% — вплоть до 75% заработка. Там тоже есть свои потолки, но очень высокие: «Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности», — сказано в законе.
То есть если для нас, грешных, при расчете будущей пенсии требуется учитывать «соотношение зарплаты работника за весь период работы к средней зарплате по стране за тот же период», то размер пенсии чиновника зависит лишь от размера его собственной зарплаты. Чтоб я так жил (в старости)!
Надо ли удивляться, что для «рядовых россиян» эти люди придумывают самые заковыристые схемы — которые меняют форму, не меняя сути, — расчета пенсий, на которые невозможно достойно прожить. А ведь было бы справедливо даже не уравнять всех нас в пенсиях, но как минимум начислять их по одинаковой схеме, установив чиновникам лишь повышающий коэффициент. Чтобы размер пенсионного обеспечения госслужащих напрямую зависел от размера наших пенсий: прибавили нам десятку — им пусть будет пятнашка, нам сотню — им полторы. Может быть, хоть тогда они заинтересуются нашим уровнем жизни и сделают
Такой же принцип не помешает при начислении зарплаты государевых людей. Они и там о себе не забыли. Росстат только что обнародовал цифры средних чиновничьих заработков в России за прошлый год: среднемесячная зарплата служащих администрации президента составила 87 167 рублей, аппарата правительства РФ — 86 654 рубля, а Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (
«Одни разговоры, никаких предложений»
Как стало известно «Труду», в понедельник днем Минздрав созвал экстренное совещание, в ходе которого шло обсуждение появившегося в прессе варианта проекта пенсионной реформы и опровержения опубликованной утром информации. О том, каких еще сюрпризов ждать будущим пенсионерам и почему окончательного варианта реформы до сих пор нет, рассказал первый
«Еще в ноябре на международной конференции по пенсионным вопросам прозвучал тезис о том, что Минздрав расписался в своей неспособности разработать полноценную концепцию реформы. Система четко работала: сегодня одно предложение, завтра его опровержение. Сначала говорили, что нужно увеличить возраст выхода на пенсию, потом сказали: „Нет, не надо“. То же самое — с трудовым стажем.
С формулой расчета пенсии — та же история. Воронин (заместитель главы Минздрава. — „Труд“) ее комментировал, но ничего нового в ней нет, все та же возможность Минздрава регулировать ее так, как ему хочется. Генеральной идеей остается отмена накопительного компонента. Больше ничего нет, никаких реальных предложений, одни разговоры. Предложение — это, например, „
Уверен на 200%, что в том виде, в котором сейчас преподносится реформа, она не будет принята. Но если принять то, что в течение всего времени предлагает Минздрав, мы так и будем существовать в ситуации, когда ни один работник не будет знать, какая пенсия его ждет, а знать об этом будет только