Николай Петров, пианист, профессор Московской консерватории:
- В России, где система пенсионного обеспечения не работает, безбедная старость - самый что ни на есть истинный критерий финансового успеха. Но для многих россиян это мечта, журавль в небе. Впрочем, и синицы в руках нет. Поэтому меня пугает время, когда подведет здоровье и я не смогу давать концерты, гастролировать, следовательно, зарабатывать на жизнь. За долгие годы работы я не сколотил состояния, с которого можно стричь проценты, не стал владельцем компаний, яхт... Единственное мое богатство - это десять пальцев, извлекающих музыку, за что мне и платят - пока.
Павел Крашенинников, депутат Госдумы, председатель комитета по законодательству:
- Безбедную старость мне могут обеспечить юридическая практика и писательская деятельность. Иных способов для себя не вижу, хотя нельзя сбрасывать со счетов и пенсионные накопления. Каким бы ни быть пессимистом, нельзя не видеть: делается многое, чтобы пенсии россиян росли, материальное благосостояние их улучшалось. Уверен, мечтающий о безбедной старости всегда найдет пути для достижения этого. Только надо не забыть при этом о такой малости, как желание и умение трудиться.
Сергей Готье, трансплантолог, доктор медицинских наук:
- Говорят, среднестатистическим россиянам, к которым принадлежат и медики, надо надеяться на собственную бережливость и государственную пенсионную систему. Но я не представляю себе, как могут мои коллеги-врачи при столь низких зарплатах что-то откладывать на старость. Если даже как-то исхитриться, отложенную заначку съест инфляция или дефолт. Что касается государственной пенсионной системы, то и тут вопросов достаточно, поскольку она не дает ожидаемых результатов. Поэтому един-ственный путь - это работа, работа и работа.
Людмила Власова, балерина, хореограф:
- Отработав в Большом театре, я ушла оттуда, не получив ни звания, ни других льгот, дающих какую-то материальную независимость. Я ведь была женой невозвращенца - солиста Большого театра Александра Годунова, оставшегося после гастролей в Америке. Это пятно долгие годы давало о себе знать: я стала невыездной, роли мне не давали. А век балерины недолог, они рано выходят на пенсию, которую совестно пенсией назвать. Но я стала хореографом у звезд фигурного катания, многих из них вывела на олимпийский пьедестал. Эта работа - основной источник доходов.
Александр Маршал, певец:
- Я стал одним из учредителей агентства безопасности "Гарант". В эту авантюру меня втянула жизнь. Я понял, что ездить на гастроли с каждым годом становится все тяжелее. Перелеты, переезды, гостиничная жизнь изматывает. Хочется заниматься музыкой в удовольствие, а не по нужде. Мои хорошие друзья, отставные сотрудники силовых структур, предложили для начала стать соучредителем ЧОП. Это серьезное предприятие, где работают около 400 человек. Они охраняют банки, частные предприятия, магазины. Пока больших заработков нет, но в перспективе, думаю, это будет приносить неплохие деньги.
Олег Газманов, композитор, певец:
- У меня есть работа, которая мне очень нравится. Она приносит достаточно средств, чтобы обеспечивать моих близких. Свободные деньги я поручил управляющим компаниям, сам в эти вопросы не вникаю.