ДУБИНКА - НАШЕ ВСЕ

Я журналист "Труда", популярной газеты. Не демократ, не либерал и даже не шахматист. Березовского не люблю (а кто любит провокаторов?), Касьянова не уважаю (раньше надо было про права человека и социальную защиту кричать, когда столько лет в правительстве красовался), Каспаров тоже не герой моего романа. Но и нынешнюю власть мне уважать не за что. То, что я видел своими глазами в минувшие выходные в Москве, выглядит отвратительно - и никакими рассказами об угрозе "оранжевой революции" в России этого не оправдать.

Вот на Пушкинской площади выходящих из метро граждан выстраивают в колонну по одному и направляют в обход - по маршруту, определенному омоновским начальством. Тот, кто возмущается, получает удар дубинкой. Если вступишься или найдешь смелость что-то сказать в свое оправдание, получишь еще пару "горячих" от дюжих парней, облаченных в пластиковые латы. А слишком разговорчивых волокут в грузовики с решетками на окнах.
Мужчина впереди меня попытался добродушно пошутить: "Ну дают - как в кино!" Его тут же выдернули из толпы, заломили за спину руки. Жена пожилого гостя столицы запричитала, я попытался урезонить милиционеров: "Ребята, он же не оппозиционер, просто из деревни приехал". Через пластиковый намордник омоновца приглушенно донеслось: "Может, ты вместо него хочешь?"
ОМОН еще только разогревался, а "несогласных" явно прибавилось - за счет зевак и случайных прохожих. Вот мысль, звучавшая рефреном на столичных тротуарах: "Что же они так зверствуют? Я не поддерживаю оппозицию, но мне стыдно за такую власть!"
На Чистых прудах, где митинг был разрешен, "несогласных" сначала пропускали сквозь строй, обыскивая сумки и карманы, потом через металлоискатели и снова обыскивали. После этого они оказывались на коротком и узком участке бульвара, отрезанные от внешнего мира металлической оградой и двойным кольцом милиционеров и армейцев. Будет что вспомнить в семейном кругу пареньку в мешковато сидящей форме: он усердно шарил по карманам бывшего премьер-министра России Михаила Касьянова. А его товарищ в это же время копался в дамской сумочке бывшего зам. председателя Госдумы Ирины Хакамады. Касьянов промолчал, а Ирина Муцуовна не сдержалась: "Вы там что, гранату ищете?"
Бывший советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов 7 минут что-то объяснял омоновцу. Я спросил Илларионова, что именно. "Я объяснял этому омоновцу, что он нарушает закон. Не только вся власть, его непосредственное начальство, но и он лично преступает закон. Очень важно, чтобы он это понял".
Похоже, у бойцов правопорядка были совсем другие инструкции. Иначе чем объяснить ту жестокость, с которой действовали съехавшиеся в первопрестольную из разных уголков России омоновцы? Так ведут себя люди, уверенные, что закон писан не для них.
Хватали и волокли в "воронок" девчонок, шедших на митинг со свернутыми транспарантами. Отнимали и рвали плакаты с нелицеприятными для власти, но не содержащими ничего антиконституционного лозунгами. И с готовностью пускали в ход дубинки безо всяких видимых причин.
...На следующий день в Санкт-Петербурге тоже попробовали помитинговать "несогласные". В отличие от столицы, где звучали антиправительственные возгласы, протесты питерских оппозиционеров были гораздо приземленнее: долой коммуналки, верните бани, прекратите вырубать деревья и т.п. Но и там ОМОН порезвился. Видно, заранее получил один приказ на все возможные случаи - бить.
Жестокость была настолько неоправданна, что вчера питерский губернатор Валентина Матвиенко потребовала провести тщательное расследование каждого случая нарушений прав личности, и особенно - прав журналистов, которых люди в форме почему-то били с особым оттягом.
Кстати, Валентина Ивановна стала первым губернатором, обратившим внимание на ничем не оправданную жесткость ОМОНа. Найдутся ли у нее последователи?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Рыжков, депутат Государственной Думы РФ:
- Демократии в стране уже не осталось. И произошедшее в субботу в Москве и в воскресение в Питере тому подтверждение. Считаю, что случившееся - должностное преступление со стороны высоких милицейских чинов, отдававших приказы избивать участников акций и просто прохожих, задерживать их не на три часа, положенных по закону, а на сутки и более. Там такой букет правонарушений и фальсификаций, что руководивших этим надо снимать с постов, а омоновцев, проломивших головы гражданам, немедленно сажать в тюрьму. Кроме того, возлагаю ответственность за инциденты на московские власти, не позволившие провести "Марш несогласных" там, где просили его организаторы. Никого бы они на Пушкинской площади не потревожили. Сам видел: люди были трезвыми, вели себя мирно. Между тем только на моих глазах произошло три безобразных эпизода, когда избили митингующих и мимо шедших москвичей. Когда я, представившись, попросил подполковника милиции, спокойно наблюдавшего за одной из этих сцен, назвать свое имя и объяснить творящееся, оно попросту... убежал от меня. Жалею, что не заснял его бегство камерой мобильного. Зато я собрал свидетельские показания, которые приложил к своему депутатскому запросу в адрес МВД с требованием наказать зарвавшихся людей в погонах.
Андрей Сафронов, зам. начальника центрального штаба молодежного крыла "Единой России" "Молодая гвардия":
- Никакой "Другой России" в принципе не существует. Есть некая группировка из экс-шахматиста, экс-премьера и экс-писателя, которые используют все протестные настроения, чтобы отработать деньги и задания, выданные им извне. Иначе как провокацией их последнюю акцию не назовешь. Мы для проведения на партийные деньги (точную сумму не назову, но все не так дорого) нашего "Марша согласия" с участием 15 тысяч человек использовали в основном не сквер у Пушкинской площади, а Воробьевы горы, чтобы не создавать неудобства для москвичей. А они, несмотря на то, что разрешение ими было получено на митинг на Тургеневской, сделали все, чтоб люди пришли сначала на Пушкинскую площадь и уже оттуда двинулись к установленному месту. Тем самым они спровоцировали милицию на принятие жестких мер. Так что я не считаю, что действия властей и правоохранительных органов были неадекватными. К тому же направлены они были против тех, кто пытался прорвать кордоны и подстрекать толпу к нарушению общественного порядка. И вообще, о каком отсутствии демократии может идти речь, если в стране проходят выборы, а всем желающим высказать свою позицию так или иначе дают такую возможность?
Томас Петер, корреспондент М осковского бюро британского информационного агентства Рейтер:
- Судите сами: во время этой акции я получил удар прямо в лицо. Мне рассекли губу. Я показал свое удостоверение. Оно подтверждает, что я официально аккредитованный иностранный журналист. Но это не произвело никакого впечатления. Меня никто не слушал или не слышал. Затем меня посадили в автобус и продержали там почти четыре часа. На все вопросы, что происходит, отвечали, что "они ждут, когда придет начальник".
Нет, я не собираюсь подавать жалобу. Я работаю в Москве почти два года. За это время столкнулся с таким монстром, как российская бюрократическая машина. И когда регистрировался как иностранец, и когда получал водительское удостоверение, и во многих других случаях - думаю, вы сами можете себя представить, в каких именно. Так что жалоба бессмысленна. Конечно, сейчас еще рано говорить, что следовало бы сделать. Поймите, для меня это "утро понедельника". Надо разобраться, посоветоваться. Может быть, и имеет смысл обратиться с уведомлением о происшествии к уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукина, коль скоро он уже выразил готовность рассматриваться жалобы пострадавших.
ЧЕГО ЖЕ МЫ ТАК БОИМСЯ?
Нашему хилому государству вреден любой сквозняк из форточки. Против "Марша несогласия" с весьма одиозными лидерами, собирающими пару-тройку тысяч любопытствующих и митингующих, разворачиваются войсковые операции с тысячами омоновцев и спецтехникой.
Вносятся кардинальные изменения в избирательное законодательство (отмена порога явки, графы "против всех"), смещается с поста председателя ЦИКа опытный юрист-профессионал Александр Вешняков, одним из основных "проступков" которого стало отсутствие партбилета "Единой России", скоропалительно ликвидируются Верховным судом девять политических партий (на очереди еще три), среди которых старейшая партия страны - Республиканская... Зато хозяином в доме ведет себя партия "Единая Россия". Чего стоят просочившиеся в прессу распоряжения ее лидера: каждый губернатор должен дать "Единой России" не менее 40%, иначе ему каюк (серьезность намерений была тут же продемонстрирована на губернаторе Ставрополья Александре Черногорове, исключенном из партии на третий день после выборов). Неужели подобная принудительная "присяга" партии власти и есть главное достижение демократии последних лет?
Все это мы уже проходили - однопартийная система, 6-я глава в советской Конституции, полное единодушие... И чем все закончилось? Система рухнула, похоронив под обломками сильную страну. Неужели "Единая Россия" будет сильнее КПСС? Мы снова наступаем на те же грабли, думая, что вместо политического диалога и выбора можно подсунуть игрушечные демонстрации с "одобрямс"?
Кстати, интересно было бы узнать, на какие средства доставляют в столицу и весьма прилично экипируют резко возросшее в последнее время число активистов движения "Молодая гвардия" (молодежка "Единой России")? В минувшую субботу 15 тысяч человек, облаченных в майки с надписью "Я" и жилеты с логотипом "МГ", подвозили на Воробьевы горы автобусами. Подростки из провинции должны были изображать "Марш согласных" в пику "сборищу продажных клоунов из "Другой России". Чтобы молодежь не скучала, разрешено было фотографироваться с картонным Владимиром Путиным, приплясывать в маскарадных шлемах и играть в паровозик на поцелуи. Студентов МГУ поднимали на марш прямо с коек. К слову, сие мероприятие также было блокировано милицией - уйти со смотровой площадки добровольно "согласные" не могли.
Что же в сухом остатке? Глухое неприятие, которое, дай только повод, сведет на нет достижения путинской стабильности. Непродуманные, откровенно неадекватные, по большому счету бессмысленные действия властей в отношении оппозиции, обнулившие все усилия кремлевских имиджмейкеров (а с ними - огромные бюджетные средства), направленные на утверждение положительного образа России. Достаточно одного минутного сюжета западной телекомпании, чтобы дискредитировать все наши потуги выглядеть цивилизованными. Видимо, организаторы всех этих разгонов просто забыли об этом подумать. Или на то был тонкий расчет?