ВОРУЮТ!

Нецелевое использование бюджетных средств давно приобрело широкий размах.

От заместителя Генерального прокурора Владимира Колесникова, выступавшего на днях в Госдуме при обсуждении вопроса об исполнении федерального бюджета за позапрошлый год, стало известно: да, воруют, и много! По данным Генпрокуратуры, ущерб от преступлений в бюджетной сфере в России в 2002 году превысил 4,5 млрд. рублей. Только в Чеченской республике, как сообщил в свое время зам. Генпрокурора в Южном федеральном округе Сергей Фридинский, за этот период было возбуждено 126 уголовных дел по фактам расхищения бюджетных средств.
Оговоримся: разговор идет лишь о нарушениях, которые удалось выявить. А сколько миллионов ушло "налево", и все осталось шито-крыто?
Кто же в наше время осмеливается воровать или перетасовывать в свою пользу бюджетные деньги, невзирая на пристальное внимание десятков контролирующих организаций? Слово Владимиру Колесникову: "Бюджетные средства - лакомый кусок для преступных посягательств. Здесь по уголовным делам проходят должностные лица всех категорий и уровней". В 2002-м по России было выявлено более 42 тысяч преступлений такого рода.
Самое досадное, что от хапуг прежде всего страдает не абстрактная "государственная машина", а простые люди, мы с вами. Как выясняется, чаще всего исчезали бюджетные денежки в сфере здравоохранения - 7,5 тысячи преступлений, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 6,6 тысячи и в сфере социального обеспечения - 2 тысячи. За тот же год было выявлено 12 тысяч преступлений в органах власти и управления.
"Бюджетные" преступления бывают двух сортов. Первые: "хапнул" и сбежал. А вторые - на первый взгляд вроде бы не очень крутые: перекинул со статьи на статью, не на то потратился. С первыми все ясно: найдут - посадят. Второго вида "изобретений" значительно больше. А насчет их опасности для общества - судите сами. Счетная палата провела проверку исполнения бюджета в Республике Бурятия за 2002-2003 годы. Контролеры обнаружили, что за это время в республике по нецелевому назначению было использовано 268 миллионов рублей. В том числе и 2,4 миллиона средств федерального бюджета. Кому же недодали положенное, обошли стороной? По данным палаты, в нарушение Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в республиканском минтруда и соцразвития в 2002 году полтора миллиона рублей, а в 2003-м - около миллиона потратили, как деликатно обозначено в протоколе, "не по целевому назначению".
При этом настрой у наших борцов с экономической преступностью вроде бы боевой. Тот же Владимир Колесников предложил : "Надо ввести уголовную ответственность за то, что гражданин скрывается от следствия в Англии или на Канарах"...
Кто должен в первую очередь наводить в казне порядок? На днях на эту тему четко высказался глава Минфина Алексей Кудрин. По его словам, отныне министры будут нести персональную ответственность за бюджетные расходы. Иначе не исключить разбазаривания денег.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Иван ГРАЧЕВ, директор Центра социальной ипотеки:
- Названная Колесниковым сумма в 4,5 млрд. рублей - сущие крохи по сравнению с истинным масштабом воровства бюджетных денег. По некоторым оценкам экспертов, чиновники в России разворовывают в среднем до половины казенных денег. Если вспомнить историю с иностранными займами на образование, пенсионную реформу, то речь шла о миллиардах долларов. Как потратили эти деньги, кто-нибудь теперь скажет? По некоторым оценкам, почти половина этих займов осела в карманах чиновников.
Но самые масштабные злоупотребления происходят на объектах госсобственности. Бюджет не получает львиную долю доходов казенных предприятий. Для примера: маленькое российско-вьетнамское предприятие с доходом около полумиллиарда долларов, оказывается, приносило чуть ли не больше прибыли, чем иные гиганты индустрии. Всем было понятно, что идет форменное воровство... Управление госпакетами предприятий превращалось в ряде случаев в кормушку для чиновников.
Как остановить этот процесс? Надо принимать такие законы, которые бы не позволяли растаскивать деньги. Но Госдума не захотела принимать, например, закон об управлении госпакетами акций с четким определением того, что имеет право делать управляющий и сколько дивидендов должен платить государству. Есть вещи стратегического порядка, которые надо решать с тем, чтобы чиновники в России не воровали так много и так часто.