Правда, поначалу многое в этом благородном деле держалось на энтузиазме и сострадании командиров. Что стоит в столовой, где питаются сотни солдат, подкормить пару несчастных пацанов? Или переодеть их из лохмотьев в престижный для мальчишек камуфляж? Но за полковыми воротами бушует беспризорность такого масштаба, что браться за дело армии пришлось всерьез. Поэтому 19 мая 2001 года вышел приказ министра обороны России N 235. Для сыновей полков предусмотрели все: перечень частей и подразделений, где разрешено иметь юных воспитанников, продовольственный паек по норме суворовских училищ, раз в год - настоящий солдатский отпуск и, соответственно, воинские проездные документы к месту отдыха и обратно. Месячное жалованье хоть и невеликое, но все же лучше, чем ничего - по 60 рублей на брата. А чтобы полки и батальоны не превращались в подобие сиротских приютов, в каждом таком подразделении решено иметь не более восьми сыновей полка.
Впрочем, на нарушение этого положения генералы готовы смотреть сквозь пальцы. Еще до выхода в свет упомянутого приказа министра обороны дислоцированная в Кинешме отдельная бригада радиационной, бактериологической и химической защиты приняла в свои ряды сразу 16 малолетних воспитанников. Прокормить эту ораву несложно потому, что глава администрации города - бывший командир этой бригады и заботится о подрастающих "химиках", как о своих детях. Не выгонять же теперь ребят? Да и по другим частям не рассуешь - сдружились, привыкли к командирам, как к родным отцам. Так и живут.
Судя по всему, дело двинулось. Если в сентябре в Вооруженных силах России приют и защиту нашли около полусотни беспризорников, то сейчас, как сообщили "Труду" в главном управлении воспитательной работы Министерства обороны РФ, во всех военных округах и на флотах их уже более 200. Конечно, армии в одиночку и не под силу остановить этот вал. Ведь ежегодно содержание каждого ребенка казне военного ведомства обходится в 10800 рублей (остальное обязаны оплачивать местные администрации). Военные делают то, что могут. И низкий поклон им за каждую спасенную детскую душу.