СИНДРОМ ФРОСИ БУРЛАКОВОЙ

"Я москвичка..." Сколько раз где-нибудь в Рязани или в Питере, произнося эти слова, чувствовала в ответ смесь настороженности с любопытством. Москва и провинция. То, что это два мира, часто недолюбливающих друг друга, давно уже стало аксиомой. Что же такое есть в москвичах, что отличает их от других жителей страны? От москвичей часто можно услышать объяснение: мол, провинциалы завидуют, что у нас зарплаты выше, пенсии выплачивают вовремя, жизнь комфортнее, возможностей и развлечений больше.

- Для многих жителей провинции москвич - представитель "высшей касты", - объясняет заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. Ломоносова, доктор психологических наук Александр Асмолов. - Жители глубинки всех москвичей малюют одной краской, называя их заносчивыми, амбициозными и равнодушными к людям. Срабатывает принцип басни Крылова: лиса ругает виноград, называя его зеленым, потому что не может до него дотянуться.
По данным переписи 1897 года, определился такой портрет среднестатистического москвича: мужчина от 20 до 39, русский, православный, грамотный. Род занятий "не установлен". Пил москвич водочку и ездил на конке. Ну а к началу нынешнего века была в массовом сознании "зафиксирована" среднестатистическая москвичка. Тут имеется в виду, что теперь типичные представительницы главного города - это дамы от 30 до 49 лет, русские, православные, с высшим образованием, работающие в сфере торговли... Хоть и ездят "средние" наши москвички на общественном транспорте, но ходят в торговый комплекс на Манежной площади.
Один из крупнейших в мире мегаполисов не мог не наложить отпечаток на характер людей. Хотя к москвичам по-прежнему применим диагноз, поставленный Михаилом Булгаковым: "Хорошие люди, наверное, москвичи, только квартирный вопрос их немного испортил". И не только квартирный... Главная примета жизни в столице - "жизнь в толпе". И это не только пассажиры в метро или покупатели в магазине, это соседи по лестничной клетке, коллеги по работе. Чтобы не потерять индивидуальность, москвич резко дистанцируется от других людей. Приглядитесь к лицам людей в метро. Они закрыты, если не угрюмы. Улыбающийся или громко разговаривающий человек тут же привлекает к себе внимание. По мнению Асмолова, в Москве живут по формуле: рядом, но не вместе. Дело здесь не в душевной черствости. Речь идет о форме самосохранения. Москвич все время в ситуации боксера, готов отразить внезапный удар.
Если вернуться на полвека назад, Москва предстанет совсем иной - состоящей из тихих двориков, где пыльно и провинциально, нет кодовых замков и железных дверей. Сидящие на скамейках бабушки всегда знают, кто куда пошел и будет ли вечером дождь. Таких двориков в российских городах и нынче не счесть. В Москве же их становится все меньше. Слишком много машин, заметно меньше детей, пенсионерки ушли на работу, а на скамейках прописались бомжи. Психологи утверждают, что исчезновение дворов - причина многих детских неврозов. Столичным мальчикам и девочкам не хватает общения.
В фильме "Приходите завтра" Фрося Бурлакова говорит про Москву: "Все спешат куда-то, и никто ни с кем не здоровается". Вы редко увидите москвича, который медленно идет по городу, он всегда куда-то несется. Как правило, москвичи отличаются повышенной нервозностью. Нужно потратить деньги, встретиться с работодателем, забежать в парикмахерскую, отвезти ребенка на курсы английского... Никогда не знаешь, что тебя ждет за следующим поворотом. Неопределенность рождает нестабильность. Отсюда частые походы к личному психологу и жалобы на депрессию.
Москвичи как никто другой подвержены новому для нашего времени явлению - информационный невроз. Они имеют доступ к большему числу альтернативных источников информации, чем жители остальной России. Они более осведомлены, от кого родила ребенка Наташа Королева и каким будет курс доллара через неделю. Но при этом часто не знают, кто живет на лестничной площадке. У провинциалов, которым нередко доступны только два государственных канала, формируется совершенно иная оценка событий, чем у людей, которые могут смотреть еще и ТВЦ, НТВ. Но богатство выбора возлагает на москвича повышенную ответственность за выбор. В глубинке такой проблемы практически нет. Из чего выбирать, когда одно-два работающих предприятия? Другое дело - в Москве. Спрос рождает предложение. Главное - не ошибиться. Как москвичу - не стать "нервным", не выглядеть "озабоченным".
Существует общепризнанное мнение, что Москва - город больших возможностей. На поиски лучшей жизни ежегодно сюда устремляется толпа абитуриентов, рабочих по найму, торговцев, чиновников со всей России. Люди, приезжающие из других городов, ставят перед собой цель "зацепиться" здесь любой ценой. Они более предприимчивы и чаще пускают в ход локтевые движения. Не требуется проводить статистических исследований, чтобы понять - среди президентов, директоров крупных фирм немосквичей столько же, а может быть, и больше, чем коренных жителей столицы. За это москвичи не любят провинциалов, подсознательно полагая, что все блага этого города должны принадлежать только им. Каждый огораживает свою территорию и разделяется по признаку: свои - чужие.
Если суммировать, получается, что типичный москвич - это вечно спешащий, равнодушный, нервный и с утра уставший человек. Но не надо упрощать. Москвичи, как все люди, многолики. В столице живут люди с неповторимыми характерами. Среди них больше все-таки трудолюбивых, жизнестойких и смелых, способных выживать в непростых условиях большого города. Надо их только разглядеть.
- Хочется верить, что со временем стена между Москвой и провинцией исчезнет, - говорит Александр Асмолов. - Исчезнет само понятие "провинции". Россия станет единой страной, без деления на центр и окраину.