МИНЗДРАВ "ПЕРЕЧИСЛЯЕТ"

В этом году заветный список значительно расширен - в нем было около 400, а нынче - 500 с лишним наименований. Порадуемся?

ДЛЯ НАЧАЛА разберемся, в чем смысл самого существования этого списка, вокруг которого, кстати, каждый год идет яростная борьба. По идее, он составляется, чтобы дать четкие ориентиры: на какую минимальную лекарственную помощь могут рассчитывать те, кто особенно в ней нуждается. В соответствии с этим перечнем выписываются рецепты тем, кто имеет право на льготное и бесплатное получение лекарств (а таковых у нас - около трети населения страны). Что касается глубинки, то заветный список туда, вероятно, дойдет, но и только. Сами лекарства, как показывает печальный российский опыт, в сельские больнички и фельдшерские пункты чаще всего не доходят. Кроме того, эти препараты должны в обязательном порядке закупаться больницами и поликлиниками. А что на деле? На этот вопрос без труда ответит каждый, кто когда-либо "доставал" льготные лекарства. Именно "доставал", бегая вперегонки с такими же инвалидами, стариками к "спасительному" аптечному киоску. И, наконец, перечень важнейших лекарств должен способствовать государственному регулированию ценообразования - любое повышение цен на эти препараты требуется согласовывать с Минздравом.
Практика на каждом шагу доказывает, что злополучный список порождает массу крайне болезненных проблем. Во-первых, само понятие "жизненно необходимых" лекарств весьма условно - ясно, что для каждого пациента нужен индивидуальный "набор" препаратов. И практикующие врачи обычно с возмущением и горечью говорят о том, что выписывать приходится не то, что требуется больному, а то, что включено в перечень. Формально, по решению специальной комиссии, пациент может получить по льготному рецепту лекарство, невходящее в список. Но мало у кого есть силы для противостояния чиновникам от медицины.
Радоваться расширению перечня важнейших лекарств особо не приходится и по другим причинам. Например, просто потому, что подобная "щедрость" не подкреплена финансово. Член думского Комитета по охране здоровья и спорту академик РАМН Сергей Колесников комментирует это так: "Хватит ли нам денег на обеспечение лекарствами по этому перечню? Конечно, нет, просто не может хватить. Могу сказать точно: муниципальные больницы не выдержат давления этого списка. Потому что количество реальных средств на закупку лекарств реально уменьшилось. Почему? Одна из причин - введение с 1 января 2002 налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные средства, а это привело к увеличению цен на 20-25 процентов".
Дебаты вокруг НДС на лекарства велись весь прошлый год. Большинству специалистов было очевидно, что его введение приведет к повышению цен на лекарства. И все-таки налог ввели. И цены подскочили. Теперь расширение перечня "бесплатных" препаратов должно вроде бы демонстрировать заботу правительства о малоимущих. А на самом деле мы получили очередной порочный круг. "Ни в одной развитой стране мира, - говорит председатель Комитета по охране здоровья и спорту Николай Герасименко, - НДС на лекарства не превышает 6 процентов. У нас его ставка - 10 процентов. И о неизбежном повышении цен после введения этого налога мы предупреждали многократно".
Повышение цен на лекарства - не единственное печальное последствие решения об НДС. "Ситуация достаточно серьезная, - говорит Сергей Колесников. - Введение НДС и налога на прибыль для отечественных фармпроизводителей привело к тому, что сегодня производство российских лекарств упало на тридцать процентов". Кстати, в заветном перечне отечественных препаратов - меньшинство. Большую часть места под этим "солнцем" льготного обеспечения заняли импортные лекарства. Может, и этому радоваться?