Российские стадионы опустели. На матчи возобновившегося чемпионата РПЛ теперь ходят по 2-3 тысячи зрителей. Это произошло после принятия закона о так называемом паспорте болельщика. Теперь болельщику для прохода на стадион помимо билета и удостоверения личности надо иметь «персонифицированную карту на посещение спортивного соревнования». После введения новшества прошлым летом посещаемость футбольных матчей снизилась вдвое и продолжает падать. Зато на играх команд второго дивизиона, где паспорт болельщика не требуется, зрителей хватает. Получается, команды РПЛ теряют деньги, государство лишается налогов, а болельщики «голосуют ногами» в ответ на законодательный каприз?
Закон принимали депутаты. Главным лоббистом его была конькобежка Светлана Журова. Она, конечно, олимпийская чемпионка, но, может, ей не хватило опыта законотворческой работы? Или опыта жизненного? Или юридического образования? Ведь даже футболисту ясно, что закон о паспорте болельщика противоречит фундаментальным конституционным правам граждан. О чем любители футбола сообщили в своем обращении к депутатам. По действующему законодательству болельщика могут лишить права посещать матчи только на основании решения суда, где обязательно присутствие самого «обвиняемого». А новый закон передает право отказать болеть за любимую команду кому угодно и без объяснения причин.
Депутат Журова, конечно, могла, как нынче выражается молодежь, «не догонять». Но остальные четыре с лишним сотни депутатов на что? Ведь среди телеобозревателей, спортсменов, кинозвезд, просто богатых людей, заседающих в Госдуме, есть и юристы, и компетентные люди. Но увы: за спорный законопроект во всех трех чтениях голосовали свыше 300 депутатов.
Впрочем, как сообщает глава думского комитета по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев, инициатором законопроекта было правительство, в том числе Министерство спорта РФ. Вот и попробуйте теперь отыскать крайнего. Все хотели как лучше, а получилось как всегда. В целях повышения безопасности на стадионах? Но ведь они сегодня нашпигованы видеокамерами, нарушителей право-охранители вычисляют на раз-два, кроме того, фанаты, приобретая билеты, предоставляют свои паспортные данные. Эти данные есть у клубов. Так зачем надо было еще раз унижать болельщиков, которые заранее заявили о своем несогласии? Или все объясняется суммой, выделенной из бюджета на внедрение паспорта болельщика, — 770 млн рублей?
Фракция КПРФ уже подготовила законопроект, отменяющий злополучный паспорт. Но в Госдуме доминирует другая партия, которая не любит признавать ошибок, хотя даже скандальный депутат от «ЕР» Милонов признает, что «с футболом депутаты напортачили».
Впрочем, не футболом единым живет народ. Пройдемся по следам другого законопроекта. 1 июня 2021 года Госдума сразу в двух чтениях приняла закон о так называемой социальной газификации. То есть о наделении главным российским богатством за счет бюджета тех домохозяйств, которые еще не получили газ для своих нужд. Телевизор день и ночь сообщает об успехах на этой ниве. Еще бы: все желающие получили возможность бесплатно (ну или почти бесплатно) газифицировать загородный дом или дачную постройку. Однако быстро выяснилось, что законодатели не учли массу нюансов, в частности, интересы тысяч и тысяч владельцев частных газопроводов.
То есть забыли о гражданах России, которые не ждали манны небесной от государства, а за свои кровные рублики строили газопроводы и сами занимались их эксплуатацией. Строительство таких газопроводов вылетало в кругленькие суммы, есть примеры вложений 15-30 млн рублей и более. Вкладывая собственные средства, люди, естественно, рассчитывали, что для подключения к их частным газопроводам новые потребители будут вносить свои паи, тем самым компенсируя затраты на стройку и эксплуатацию. Но после принятия закона о «народной газификации» их теперь обязывают подключать новых потребителей бесплатно. В противном случае грозят изъять частные газопроводы и передать их в госсобственность.
Получилось, государство, провозгласив социальную газификацию за счет бюджета, использует для этого инвестиции граждан. Владельцы газопроводов — слишком громкое название, за ним стоят по большей части пенсионеры, которые захотели в XXI веке топить дома не дровами, а газом. Они потратили на этот дело годы жизни, вложили в газопроводы нередко кредиты и «гробовые», а теперь забесплатно вынуждены подключать к трубам дворцы чиновников и прочих не бедствующих граждан. «Газпром», пользуясь дырой в законе, торопится отрапортовать о завершении «народной газификации». Его структуры подключают новых собственников без соответствующих согласований от контролирующих структур, без детальных проектов.
Граждане, естественно, ищут правды и справедливости. «Мы обращались в Администрацию президента, в правительство, к депутатам и губернатору, в прокуратуру, но воз и ныне там», — говорит Юрий Сигачев, глава НП «Павловское» Домодедовского района Московской области. По всей России создаются ассоциации владельцев частных газопроводов, суды завалены исками газовых контор к частникам и граждан в защиту их прав. Множество дел уже дошло до Верховного суда, немалое их число отклонено. Проблема вышла на федеральный уровень.
Наконец, устранением своего же ляпа занялась Госдума. Титаническими усилиями в декабре 2021-го при комитете по энергетике была создана рабочая группа, она неустанно трудилась целый год. И как написал в феврале 2023 года председатель комитета по энергетике господин Завальный в ответ на письмо одной из групп обиженных владельцев газопроводов, «до настоящего времени вопрос остается открытым, и работа будет продолжена». Ныне к решению вопроса уже подключился Совет Федерации.
И что же дальше? Одна фраза в законе — о возмещении понесенных при строительстве расходов частных лиц — решила бы проблему. Но законодательный косяк никто из ответственных лиц исправлять не спешит, хотя недоработку вроде бы признают. «В ближайшее время в правительстве мы обсудим и выработаем предложения, которые бы не нарушали конституционные права основного абонента. Мы видим проблему, мы ее обсуждали неоднократно, мне кажется, мы нашли вариант, который можно было бы облечь в нормативную базу», — молвил зампред правительства Александр Новак на заседании Совета Федерации по газификации в апреле 2022 года. С тем пор минул почти год...
Это лишь два примера законотворческой работы Госдумы совместно с правительством. Но немало и других законов выпускается с «бомбами замедленного действия». Классический пример: принятие в 2006 году Лесного кодекса, последствия которого страна расхлебывает до сих пор. На прошлой неделе премьер Мишустин принимал главу Рослесхоза Ивана Советникова, который отчитывался за то, что сделано, чтобы российские леса хоть чуть меньше горели и хищнически вырубались.
В прошлом году народные избранники поставили исторический рекорд — приняли 653 закона. Причем, как сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин, 222 закона имели социальную направленность. Работа шла в постоянном диалоге с правительством — Кабмин сработал очень эффективно, считает парламентарий. В «портфеле» депутатов остаются 1319 законопроектов, 968 готовятся к первому чтению в текущем году. И сколько из них создадут новые проблемы для граждан и страны, мы не знаем. Достаточно напомнить о тех бредовых законодательных инициативах, которые в последнее время предлагались: запрет курения за рулем, штрафы за «умышленное уничтожение грибов» в лесах, наказание за прогулки в купальниках по улице. И так далее.
Так почему же так выходит, что новые законы нагромождают новые проблемы? И почему десятилетиями в стране не принимаются простые решения, которые бы, например, оградили миллионы наших граждан от телефонного мошенничества. Что мешает запретить назойливую рекламу чудодейственных снадобий и чудо-приборов и участие в этой всероссийской афере врачей? Знающие люди утверждают, виной всему деньги, меркантильные интересы высоких чиновников. Или просто поглупела сама система, которая инстинктивно стремится к простым решениям по принципу: я начальник — ты дурак: Вот и сиди, не суйся в государственные проблемы.
Вместо послесловия
Помнится, в 2011 году правительство РФ создало интернет-проект «Россия без дураков». Этот «публичный конкурс на выявление самых бессмысленных, удушающих жизнь бюрократических процедур» анонсировал тогда лично президент России. «На основе ваших предложений будут приниматься решения об их отмене или о корректировке каких-то процедур, а в необходимых случаях — кадровые решения», — обнадежил сограждан Дмитрий Медведев. За три первых дня работы новый сетевой ресурс посетили более миллиона человек! А потом ресурс внезапно умер. А дураки остались.