Главная Культура 00:02 17 Марта 2023 7317
Победа осталась за Прокофьевым

Пришлось и Баварской опере повоевать на стороне композитора

Сергей Бирюков
С первой частью оперы режиссер обошелся бережно, но вторая поставила все «на место». Фото: Sven Hoppe/dpa, globallookpress.com

5 марта в нашей стране традиционно поминают... Да никого не поминают — официально. Даже сейчас, в 70-ю годовщину события: тишина.

Вы думаете, я о Сталине? Нет, этот товарищ (вождь и учитель/ величайший преступник/ эффективный менеджер — предоставляю читателю продолжить на свой вкус) сейчас интересует меня лишь постольку, поскольку ровно в один день с ним скончался великий русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.

Мало того, что эта трагическая потеря лишила нас не появившихся на свет замечательных симфоний, опер, балетов, кинолент (ведь «Александр Невский» и «Иван Грозный» — это тоже Прокофьев), но каждый год мы толком не можем справить день памяти уникального музыканта. Поскольку он попадает в тень сталинского призрака, а тот, похоже, до сих пор ввергает общество в такой сакральный ужас, что оно предпочитает не ворошить прошлое: все равно дискуссии никого не переубедят, только добавят раздрая. Вот так «зритель номер один» даже сейчас продолжает давить искусство, хотя это и цветочки по сравнению с тем, как в буквальном смысле давили людей (помните судьбу Михоэлса?), а того же Прокофьева вместе с Шостаковичем, Хачатуряном, Свиридовым жестоко громили «за формализм» в 1948 году (кстати, тоже «юбилей», 75 лет назад).

В Москве мне удалось найти только одно событие, посвященное 70-летию кончины Сергея Сергеевича: в зале «Зарядье» исполнили его чудесную детскую сказку «Петя и волк». Маловато...

Стоп, но ведь ровно 5 марта Баварская государственная опера в Мюнхене показала премьеру постановки главного оперного творения композитора — «Войны и мира». Да-да, это тот самый театр, откуда год назад уволили Валерия Гергиева, Анну Нетребко и других российских артистов, «связанных с режимом». О теперешнем мюнхенском проекте у нас сообщили мимоходом — не глядя ведь ясно, что на гнилом Западе смысл монументального творения русского композитора-патриота исказят до неузнаваемости.

Я-таки включил на своем компьютере не запрещенный пока VPN и посмотрел трансляцию спектакля. Был радостно удивлен тем, как бережно режиссер Дмитрий Черняков обошелся с первой частью произведения — той, где «Мир». Какие они у него настоящие, живые — сомневающийся Андрей (молдавский баритон Андрей Жилиховский), порывистая Наташа (украинское сопрано Ольга Кульчинская), подленький Анатоль (узбекский тенор Бехзод Давронов), монументальная Ахросимова (литовское меццо Виолета Урмана)... И это — Черняков, в других оперных постановках которого герои мало похожи на привычных нам Онегина, Кармен, Снегурочку, Садко, отрабатывая скорее внутренние комплексы самого Дмитрия, чем то, что хотели выразить композиторы.

Вторая часть «Война» поставила все «на место». Вместо баталии 1812 года мы увидели «Военно-патриотическую игру «Бородинская битва»», где современные юнцы и девчонки, раскрасив щеки триколором, стадно радели за героических русских воинов, кривлялись в ролях французов (паясничанью Наполеона мог бы позавидовать и Гитлер, каким его представляли некогда артисты наших фронтовых театров), а в конце массово крестились в раже, какой не демонстрирует даже наше госначальство в храме Христа Спасителя.

Руководил всей шовинистической истерикой некто пузатый в галифе, подтяжках и бейсболке — отставной генерал? пахан? Если кто еще не догадался — это Кутузов, в финале самодовольно ложащийся на украшенное цветами ложе в Колонном зале Дома Союзов этаким трупом-памятником самому себе.

Колонный зал — это, конечно, лихо найдено. Державное место, где и победы справляли, и вождей хоронили, и тот самый разгром «композиторов-формалистов» учинили. Вот-де она перед вами, Россия — судите сами, чего в ней больше: величия, талантов или трупного пафоса.

Очевидно, что ожидать более сочувственного взгляда на русскую патриотическую тему из центра сегодняшней Европы трудно. И все равно считаю произошедшее событием большого значения. Потому что прозвучала опера Прокофьева. Потому что произведение Сергея Сергеевича стократно, тысячекратно сильнее любых его режиссерских переосмыслений, как «Евгений Онегин» Чайковского или «Кармен» Бизе сильнее их неврастенических трактовок иными сегодняшними постановщиками.

Здесь надо отдать дань музыкальному руководителю Баварской оперы Владимиру Юровскому. Как бы ни напирал Владимир Михайлович в предпремьерном интервью (его тоже показали) на «мифологизацию войны 1812 года» уже у Толстого, а тем более у Прокофьева, творившего в пору Великой Отечественной, да еще под сталинским приглядом — он, дирижер высокого класса, совсем недавно еще худрук Госоркестра имени Светланова, не мог не передать силу прокофьевской лирики, героики, трагизма. Хотя и купировал сцену в Филях со знаменитой арией Кутузова — «чтобы не усиливать милитаристские смыслы произведения», на деле же избавив нас от очередной порции сценического уродства. Представляете, если б эту изумительную мелодию запел обладатель гомерического живота, пусть и с великолепным басом солиста МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрия Ульянова?

Баварская «Война и мир» важна не только на немецком, но и на общемировом фоне, включая российский. Ладно — модный английский беллетрист Джулиан Барнс в своем попсовом романе о Шостаковиче «Шум времени» походя называет Прокофьева «заячьей душой» (вас бы, Джулиан, в 40-е годы, партитурную бумагу в руки — и напишите такую «Войну и мир», такие Пятую и Шестую симфонии, такую Седьмую сонату, чтобы до сих пор дух захватывало от мощи музыки — радостной, тревожной, скорбной). Но ведь уже и у нас в стране Прокофьева сплошь и рядом ставят на «низшую ступеньку» по сравнению с «истинным летописцем века» Шостаковичем!

Хотя истинными летописцами, просто очень разными, были они оба. Один, Шостакович, как никто услышал трагедию разрыва между личностью и властью, зато другой, Прокофьев, уловил то, что даже сверхчуткому Дмитрию Дмитриевичу не всегда давалось — чувство единой народной судьбы.

Разве сегодня, когда эта судьба проходит новое испытание, то и другое не драгоценно?

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5400
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4962
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...