Объявленные накануне планы срочного переезда музея из собора к Пасхе только подлили масла в огонь страстей вокруг передачи Исаакия РПЦ
Завтра в Петербурге на Марсовом поле собирается очередной митинг в защиту исторических объектов города. Но не слушайте тех, кто объявил катавасию вокруг Исаакиевского собора схваткой защитников веры святой с безбожниками и врагами православия. Вот это уж точно не так! В основе целой череды скандалов, вынесенных в публичное пространство, — «культурная» (именно так, в кавычках) политика петербургских властей. Объявленные накануне планы срочного переезда музея из собора только подлили масла в огонь. Смольный будто специально все делает, чтобы вывести на улицу как можно больше возмущенных людей.
Процесс демузеефикации Северной столицы возобновился с новой силой. Власти Санкт-Петербурга попросили музей Исаакиевского собора с вещами на выход: срочно вывезти экспонаты до Пасхи (а она в этом году будет через месяц, 16 апреля). Установка негласная, но она существует. Организаторы передачи Исаакиевского собора торопят события, действуя «под ковром».
До сих пор администрация Петербурга не получила обращения РПЦ о передаче Исаакиевского собора. Что не мешает деятелям церкви говорить об этом как о деле решенном. А вывоз неизвестно куда 26 тысяч единиц хранения — подумаешь, пустяки, дело житейское... «Есть принципиальное решение властей, оно направлено на исполнение федерального закона, и слава богу, — комментирует пресс-секретарь Санкт-Петербургской епархии Александр Пелин. — А когда и как это будет сделано — другая тема, это обсуждение внутрирабочих моментов и не требует дополнительного разбора или комментария».
Ну почему же не требует? Мебель перевезти — и то целая эпопея, а тут уникальные, бесценные экспонаты. Коллекция шедевров из Казанского собора переезжала около шести лет. Тем не менее директор Исаакиевского музея Николай Буров получил задание от комитета по культуре Санкт-Петербурга в течение месяца просчитать все детали, связанные с перемещением музейных предметов. «Это огромная, кропотливая работа. Каждый предмет необходимо упаковать, а еще прежде заказать проект упаковки. Каждый надо застраховать, заключить договоры с компаниями, имеющими лицензии, а это сложный процесс», — делился с журналистами Николай Буров.
Дело не только в объеме коллекции. Среди этих «предметов» — настенная живопись, мозаики и скульптуры всемирно признанных художников, то есть они неотделимы от здания собора.
А поскольку объекты Музейного фонда РФ не подлежат отчуждению, то как здание собора может быть передано другому пользователю? Отдирать двери и настенную живопись? Отколупывать знаменитый брюлловский плафон? Забирать статуи апостолов с крыши собора?
«Исаакиевский собор — самый технологически хрупкий памятник архитектуры XIX века, — рассказал «Труду» искусствовед Алексей Лепорк. — Он очень массивный, к тому же имеет проблемы с грунтами и с основанием. После окончания строительства был замечен перекос, из-за чего даже дважды подрубались колонны. Поэтому надо постоянно следить как за устойчивостью здания, так и за состоянием настенных росписей. К примеру, «Страшный суд» и «Всемирный потоп» Бруни из-за холода и влажности могут отслаиваться и опадать. Музей за ними постоянно следит. Именно поэтому в соборе почти всегда строительные леса, там постоянно работают реставраторы».
На внутреннее убранство Исаакиевского собора пошла тысяча тонн бронзы, 16 тонн малахита и 400 килограммов золота. Вокруг купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Во внутреннем убранстве представлены все виды монументально-декоративного искусства: живопись, скульптура, мозаика, цветной облицовочный камень. Грандиозный храм стал одной из архитектурных доминант Санкт-Петербурга.
Во время Великой Отечественной все ценности из ленинградских музеев вывезти не успели. И тогда было решено устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. Все 900 дней блокады сокровища там пролежали и остались целы. О войне напоминают следы от осколков снарядов, оставленные на колоннах западного портика Исаакиевского собора, и музейная экспозиция о подвиге ленинградцев. Ее теперь тоже предложено эвакуировать.
«Экспонаты музея-памятника «Исаакиевский собор» могут быть вывезены из собора только после перехода здания в собственность Русской православной церкви, — напомнило питерским чиновникам Министерство культуры накануне митинга на Марсовом поле. — На данный момент в ведомство документов на передачу музейных предметов не поступало». В Минкультуры уточнили, что подобные запросы рассматриваются в течение двух месяцев. Но почему тут речь идет о собственности? До сих пор говорили, что здание передается в аренду Московской патриархии. Новый поворот в этой истории?
В 1990 году здесь совершил божественную литургию патриарх Алексий II. А в 2005-м было подписано Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса. С тех пор богослужения идут регулярно. Сама постановка вопроса «Храм или музей?» разрушает единство собора — он и храм, и музей одновременно! Для чего же резать по живому?
Как быстро мы убедились, что все обещания о сохранении музейной функции Исаакия оказались, мягко говоря, неправдой. И теперь спровоцированная на ровном месте абсурдная религиозная война среди православных — а их ведь большинство среди тех, кто защищает музей от посягательств МП РПЦ, — перешла в стадию блицкрига. Речь идет не только о ликвидации музейной функции всемирно известного собора, но и об угрозе бесценной коллекции, которую собрались в сжатые сроки вывозить в неизвестном направлении. Правда, директор собора сообщил, что пока не получил прямого распоряжения от чиновников. Наверное, никто из них не решается поставить свою подпись, поскольку тогда страна узнает своих «героев». Ну, да может, этого и не потребуется, поскольку у нас очень многое решается не по закону, а по понятиям.
Осталось ждать сообщений, что Исаакиевский собор замироточил...