Западные издания известного толка, а вслед за ними российские либералы с особым удовольствием смакуют возможные ограничения для крупнейших госкорпораций. При этом остается за кадром, что ЕС перекроет кислород самому себе в первую очередь.
Люди, раздувающие слухи вокруг пресловутых санкций, стараются выставить Россию этакой дамой на содержании, у которой вот-вот отберут кредитку. На самом деле экономики России и западных партнеров переплетены теснейшим образом. Скажем, объемы товарооборота между Россией и ЕС по итогам 2013 года составили более 410 млрд долларов, среди которых 102 млрд составил товарооборот с одной только Германией. В 2013 году российские компании инвестировали в ЕС 80 млрд долларов, тогда как европейские компании вложили в Россию 288 млрд.
Особенно тесны связи России с локомотивом ЕС — Германией. Мы поставляем в ФРГ 40% потребляемого там газа — порядка 35–40 млрд кубометров в год. А также 35% необходимой немцам нефти — более 40 млн тонн. Даже переработка нефти в Германии в виде долевого участия «Роснефти» в четырех НПЗ (Gelsenkirchen (100%), MiRO (24%), Bayernoil (25%), PCK Schwedt (37,5%) составляет 22% всей немецкой нефтепереработки. Согласитесь, что даже в страшном сне немцам невозможно представить, чтобы санкции Евросоюза ударили по крупнейшему заводу в Гельзенкирхене, который снабжает горючим тысячи предприятий и на котором работают местные жители.
Кстати, насчет трудоустройства: в России сегодня в общей сложности зарегистрировано около 6 тысяч немецких фирм. А в самой Германии около 300 тысяч немцев трудятся на предприятиях, связанных с Россией.
Можно было бы и дальше приводить цифры, однако и так понятно, что санкций по типу иранских, с запретом товарооборота, запретом на выдачу кредитов и так далее, не будет.
И не хотят этого в первую очередь немцы. Так, председатель комитета Государственной думы РФ по энергетике Иван Грачев вернулся из Берлина, куда был приглашен комитетом по экономике и энергетике бундестага. Как рассказал «Труду» депутат, на встрече немцы предлагали не только не замораживать, но и развивать сотрудничество, в том числе, например, перейти на тройную форму собственности (Россия, Украина, Германия) газотранспортной системы Украины, с тем чтобы при любой власти в Киеве гарантировать поставки в Германию. Руководитель комитета по экономике и энергетике бундестага доктор Петер Рамзауэр по результатам парламентской встречи принял решение выступить на открытом собрании парламента категорически против санкций по отношению к России. Как нам рассказал Иван Грачев, совершенно солидарны с Рамзауэром представители крупного бизнеса и ведущих банков, с которыми наш депутат также встречался в бундестаге.
Ну а буквально на днях популярная немецкая газета Bild am Sonntag опубликовала результаты опроса, из которых оказалось, что четверо немцев из пяти против санкций и возможного ограничения экономического сотрудничества между Россией и Германией.
Наконец, о призывах лишить виз российских чиновников и руководителей крупнейших госкомпаний. По этому поводу вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил «Рейтер»: «Я надеюсь, это все закончится пустой риторикой. Это глупое, мелкое и очевидное вредительство, прежде всего самим себе. Я думаю, это чрезвычайным образом затронет прежде всего бизнес-партнеров «Роснефти» на Западе».
Между тем вчера стало известно, что «Роснефть» покупает 50% в консорциуме, владеющем 26% акций Pirelli. То есть будет владеть 13% акций шинного гиганта, реализующего продукцию в 160 странах мира. То есть разговоры про возможные санкции — это одно, а реальный бизнес — совсем другое. Как говорится, собака лает, караван идет.