ЖИРАФА СТЕПУ ЖАЛКО

В цирке - скандал. Несколько дрессировщиков обвинили президента компании "Росгосцирк" Мстислава Запашного во всех смертных грехах, написали заявление об уходе и потребовали оставить себе животных. Запашный отказался дарить им тигров и лошадей.

Знающие люди уверяют, что всполошило дрессировщиков (среди них известная цирковая семья Багдасаровых, работающая с хищниками, семья Бекбуди, дрессирующая лошадей) прошлогоднее постановление правительства России, подписанное Михаилом Фрадковым. Там четко говорилось: компания "Росгосцирк" - государственная, все ее имущество, включая здания, реквизит, животных, костюмы, принадлежат государству. На балансе российского бюджета числятся 4000 голов разного зверья.
Это означает: если дрессировщик уволился из компании, что, конечно, не возбраняется, животных он должен оставить. И не просто оставить столько зверушек, сколько у него на этот день имеется, а в соответствии с документами: справками о списании павших животных, актами приемки и прочими бумагами. За долгие годы работы за дрессировщиками числятся табуны лошадей и столько хищников, что ими можно было бы населить все дальневосточные леса России.
Это только для зрителей цирк всегда шик, блеск, красота. За кулисами - одна проза. В связи с этой неприятной историей выплыли на свет печальные документы. Например, о том, что в 1990-е годы для дрессировщика Бекбуди приобретались дорогие жирафы и совсем уж ценный белый носорог. Все животные погибли. Быстрее всех умерли жираф Степа и носорог Сережа, они прожили 1 год и 1 месяц. Никто не сомневается в профессионализме Бекбуди, и гибелью цирковых животных, к сожалению, тоже никого не удивишь, это случается, но всякий раз говорят только об одном: на 90 процентов тут повинен человек.
Сегодня на Сарвате Бекбуди в Росгосцирке "висят" 12 лошадей породы "голландский фриз" стоимостью 4 000 000 рублей, за Багдасаровыми числятся 22 хищные головы. По закону их можно выкупить, но денег пока никто не предлагал. Помните, были такие дрессировщики Кудрявцевы, которые работали с медведями? Они давно на вольных хлебах, продолжают выступать. Хотя основной заработок им дает совсем иная профессия - фотографирование зрителей со своими мишками. Всякий труд почетен, спору нет. Но не выйдут ли через год-другой и Багдасаровы с тиграми куда-нибудь на Красную площадь или в супермаркет? А дрессировщики лошадей могут и вовсе взяться за организацию верховых прогулок...
- Жаль, что артисты ушли из компании, не думают они о завтрашнем дне, - расстраивается Мстислав Запашный, - я много лет знаю Мишу (основателя династии Михаила Багдасарова), именно я посоветовал ему не входить в клетку с тиграми вместе со своими детьми - Кариной и Артуром, а дать возможность работать им одним. Когда увидел, как хорошо у них получается, настоял на том, чтобы звание заслуженных артистов дали досрочно. Сейчас они хотят работать самостоятельно. Прекрасно! Но отдайте животных Росгосцирку, их ведь покупали на бюджетные деньги.
Голландские фризы пока в конюшнях Росгосцирка, с ними работает Светлана Травникова, жена знаменитого дрессировщика Сарвата Бекбуди. Но сам он уже написал заявление об уходе и предъявляет права на лошадок.
"А что, если бы вам, Михаил Мстиславович, предложили сдать любимую слониху Ранечку в чужие руки?" - спрашиваю у Запашного. Он с этой слонихой, чтоб вы знали, чуть не 30 лет провел в слоновнике. Первые месяцы спал даже рядом на раскладушке. "Отдал бы. В том, что животные передаются другому артисту, нет ничего плохого. Так и бывает. Бугримова в свое время получила львов от своего учителя Бориса Эдера. Моя жена Ирина сейчас передает своих морских львов молодой артистке Гаянэ Мартиросян".
Ходили слухи, что дрессировщики Багдасаровы ушли из компании в Цирк на Цветном бульваре после того, как Максим Никулин оплатил лечение Артуру Багдасарову, которого тяжело ранил тигр. Сумма называлась значительная. Так в лоб и спросила Запашного. В ответ на это услышала: "Лечение артиста, с которым во время выступления что-то случилось, должен оплачивать цирк, где это произошло. У нас денег никто не просил. Я был первым, кто приехал к Артуру в больницу и предложил ему услуги хирурга, в чьем мастерстве не сомневался... Я вам так скажу: большое искусство не может существовать без помощи государства. Театр ли это, опера или цирк. Вопрос о животных для меня принципиальный. Я обязан сохранять государственное имущество. Иначе после 62 лет, отданных цирку, придется идти под суд".