Еще 15 лет назад власти можно было понять: автовладельцы в России пребывали в явном меньшинстве, и любые дополнительные поборы с них благосклонно воспринимались остальным "безлошадным" населением. Но ситуация изменилась: Россия уже приближается к европейскому показателю - 200 авто на 1000 жителей, в крупных городах большинство населения составляют семьи, имеющие автомобиль, а Москва по показателю плотности автомобилей на квадратный километр территории (3200) даже перегнала Нью-Йорк (3000).
Автомобилисты становятся не просто большинством "электората", но и наиболее информированной частью российского населения, которое знает, например, что далеко не всегда "человек за рулем" оказывается виновником дорожной аварии. Согласно официальной статистике более трети всех ДТП случается по вине пешеходов - только в Подмосковье по этой причине погибло 915 человек и ранено 2513. В масштабах России пешеходы бывают "инициаторами" от 30 до 50 процентов всех транспортных происшествий. В 2005 году из 34 тысяч человек, погибших в дорожных авариях, 14 тысяч были пешеходами. В США, где население вдвое больше российского, из 42 тысяч жертв ДТП пешеходов было лишь 10 процентов.
Меж тем ответственность пешехода за нарушение Правил дорожного движения установлена в размере 50 рублей - в 40-50 раз меньше, чем штрафы, которые российские парламентарии предлагают установить для автомобилистов.
И это еще не все. Не меньше другой трети всех российских ДТП случаются из-за отвратительного состояния автодорог и городских улиц. Даже аналитики ГИБДД признают, что эти аварии, как правило, самые тяжелые. По данным Росавтодора, удельный вес федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, за последние годы упал до 37 процентов и продолжает снижаться. То есть по остальным 63 процентам федеральных (!) автодорог сегодня ездить просто опасно. А многие областные, районные и прочие автотрассы в большинстве российских регионов не имеют даже морального права называться автодорогами.
Но ни милицейская, ни судебная практика практически не знают случаев, когда бы за "дорожную" (в прямом смысле слова) аварию ответил бы ее истинный виновник - дорожно-строительная фирма, местный орган власти, конкретный предприниматель или чиновник (которые нередко совместно занимаются этим бизнесом). Крайним на нашей дороге всегда остается автомобилист: он доступен для разбирательства, у него "при себе" ценное имущество (машина) и документы (права). Он беззащитен перед мздоимцами в милицейских погонах и вообще перед властью.
Вчера в этот ряд гонителей выстроились и российские парламентарии. Хотя в думских креслах они оказались лишь по "молчаливому согласию" автомобилистов. И могут лишиться депутатских "корочек" уже нынешней осенью, если люди за рулем откажут им в доверии. Или потом, без защитной депутатской "брони", нынешние "слуги народа" намерены передвигаться в метро и автобусах?
А вообще новации все чаще бьют по карману граждан, о материальном благополучии которых на словах все так пекутся. Пообещали льготникам лекарства - теперь по рецептам их не дождешься, а цены взлетели. Пообещали поддержать ипотеку - моментально взлетели цены на жилье. Теперь вот обещают штрафами навести порядок на дорогах. Результат известен?
КАК ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПОДНЯТЬ ШТРАФЫ?
Езда без талона техосмотра - 300 рублей (сейчас 50)
Неисправные тормоза - 500 - 1000 рублей (300-500)
Вождение без прав - 2500 рублей (700-1000)
Превышение скорости на 20-40 км/час - 500 рублей (100)
Проезд на красный сигнал - 1000-1500 (100)
Движение по обочине - 500 рублей (50)
От народного обозревателя
Виктор РОМАШОВ, водитель-дальнобойщик, Брянск:
- Когда мой "КамАЗ" подрезают на МКАДе или на улице обнаглевший тип на джипе прет тараном, в голове все время крутится мысль: а где гаишники, куда они смотрят? Потом еду мимо поста ГАИ, вижу здоровенных мужиков в форме и думаю, что полезно было бы их посадить за асфальтовый каток, чтоб дороги ремонтировали, а не жезлом крутили...
Есть на шоссе Москва - Киев поселок Белые Берега, недалеко от Брянска. Так вот тут уже много лет заправляют бандиты. Дальнобойщиков нещадно грабят. Даже если ты пустой заехал подремать на платную стоянку, то все равно рискуешь лишиться запасного колеса, а это 10-11 тысяч. Особенно достается иностранцам. И вот я спрашиваю: кого ударят по карману новые штрафы? Транспортная инспекция меня не простит, если перегрузил ось машины на сто килограммов. Гаишник выпишет штраф за превышение скорости на 15 километров. Мои нарушения все заметят. А вот бандитов, которые под носом творят что хотят - не замечают! И почему я в таком случае должен радоваться повышению штрафов? Да меня злость берет на такие порядки! Сколько раз ломался на трассе - ни одна гаишная машина не помогла. Зато по "стольнику" стричь с дальнобойщиков - это они горазды. Я считаю так: пускай наши законодатели разберутся с теми, кто обязан следить за порядком на дорогах, а потом уже воспитывают тех, кто по ним ездит.
А КАК У НИХ?
Лондон
В Великобритании водитель имеет право "немного" выпить, садясь за руль. Разрешенный максимум - 80 милиграммов алкоголя на 100 миллилитров крови. Считается, что речь идет о пинте (330 граммов) пива, порции (полфужера) сухого вина или 50 граммах крепких напитков. Если верить статистике, ежегодно в стране по вине пьяных водителей погибает или получает тяжелые увечья около 3 тысяч человек. В среднем полиция отлавливает и наказывает 100 тысяч таких водителей. И штрафами тут не отделаться. Даже если водитель не был замешан в ДТП, дело в обязательном порядке передается в суд. Его решения могут весьма чувствительно ударить не только по кошельку нарушителя, но и его гражданскому и общественному статусу. Судья может назначить штраф от 5 тысяч фунтов стерлингов (10 тыс. долларов) и упрятать за решетку до 6 месяцев. Кроме того, придется уплатить судебные издержки, которые тоже составят кругленькую сумму. При повторном нарушении - 3 года лишения свободы. Дальше - больше. Лишение права вождения на год или более. Одно из самых неприятных последствий - судимость, которая затронет практически все стороны вашей жизни. Вам придется в будущем платить вдвое больше за страховку, лишиться права на получение различных банковских кредитов, резко усложнится трудоустройство. В худшем случае, если в результате ДТП погиб или был изувечен человек, придется отправиться в тюрьму сроком до 14 лет и заплатить неограниченный штраф.
Париж
Достаточно либеральный дорожный кодекс во Франции был серьезно ужесточен несколько лет тому назад, что вкупе с активной пропагандистской кампанией, развернутой правительством, позволило здесь снизить смертность в ДТП в два раза. Главной мишенью стали любители как следует "заложить за воротник". На родине бордо и бургундского разрешается садиться за руль, если выпил пару бокалов вина, то есть содержание алкоголя не превышает 0,5 грамма на литр крови. Если зашкалило, но в пределах до 0,8 грамма, то нарушитель заплатит 135 евро. При дозах выше 0,8 грамма санкции приобретают угрожающие размеры: в зависимости от обстоятельств водитель может быть оштрафован до 4500 евро, лишен на несколько лет водительских прав и даже заключен в тюрьму сроком до двух лет. На практике эта последняя мера в основном касается тех, кто неоднократно попадался за рулем под газом, а также допускал иные недопустимые вольности. Не менее суровы французские порядки и в отношении лихачей. Превысил скорость более, чем на 50 км/час по сравнению с разрешенной, будешь автоматически лишен прав, а твой проступок будет рассматриваться не в качестве "нарушения", как это было раньше, а перейдет в разряд "преступление с вытекающими отсюда последствиями" в виде штрафов до 1500 евро, тюремного срока в несколько месяцев (как правило, все-таки условного). Что касается проезда не красный свет светофора, пересечения сплошной разделительной линии и других схожих нарушений, то во Франции эти вольности с правилами дорожного движения караются прежде всего штрафом в 135 евро.