ИЗ ИСТОРИИ "МОКРОГО ДЕЛА"
Сейчас даже трудно себе представить, что полтора столетия назад русло главной столичной водной артерии - Москвы-реки в некоторых местах свободно переходили пешком. Чтобы сделать ее судоходной, в середине XIX века было решено построить несколько плотин. После сооружения первой же - в районе нынешнего центра города - характер реки изменился до неузнаваемости, и нередким явлением в столице стали наводнения. Да какие! В 1908 году поднявшаяся на 9 метров вода затопила Дорогомилово, Лужники и Замоскворечье - в общей сложности более полутора тысяч гектаров. Пострадало 2,5 тысячи домов. Не обошлось и без человеческих жертв. Подобным образом стихия разгулялась в 1926-м.
Конец потопам положило сооружение Москворецкой шлюзовой системы, которая фактически превратила столичную реку в каскад водохранилищ, где уровень воды постоянно регулируется. Позже Москву значительно осушили прокладка метро и строительство жилья, при которых глубокие котлованы перерезали водоносные жилы, а также бурное развитие промышленности, которая для своих нужд откачивала много воды. Когда масштабное строительство закончилось, а в 1990 годах в силу экономических причин замерла и промышленность, и уровень подземных вод начал подниматься. Сейчас он подобрался к подземным коммуникациям более 30 крупных предприятий - ЗИЛа, ТЭЦ-12, ТЭЦ-23, МНПЗ, Бескудниковской базы сжиженного газа...
ТОНЕМ ПОМАЛЕНЬКУ
По словам главного научного сотрудника Института физики Земли имени Гамбурцева профессора Андрея НИКОНОВА, за последние годы "в заасфальтированной Москве естественная циркуляция поверхностных и подземных вод настолько нарушена, а коллекторы находятся в таком состоянии (изношенность - 65 процентов), что почти 40 процентов городской территории теперь подвержено подтоплению. Во время летних ливней и весеннего паводка низменные районы могут стать водоемами".
И процесс этот пока остановить не удается. По данным Института экологии города, до 2011 года от подтопления пострадает 89 процентов территорий Восточного округа, более половины - Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного, более 40 процентов - Южного, Северного и Северо-Западного округов. А самая угрожающая ситуация складывается между Яузой и Ярославским шоссе, вдоль Щелковского, Дмитровского, Варшавского, шоссе Энтузиастов, в Мневниках, между Южным портом и Капотней. В Лефортове уже стали подтапливаться фундаменты госпиталя Бурденко и здания Академии бронетанковых войск. В зону риска попали жилые районы Ясенево, Теплый Стан и Чертаново.
ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ
А что ждет москвичей со дня на день? С таким вопросом корреспондент "Труда" обратился к специалистам.
Председатель Комитета по экологической политике Мосгордумы Вера СТЕПАНЕНКО:
- За зиму в столице выпало порядка 35 миллионов кубометров снега. С 15 миллионами из них справились снегоплавильные пункты. Еще 6 миллионов было свезено на "сухие" снегосвалки. Все остальное - а это порядка 15 миллионов кубов - пока находится на обочинах. Такой объем должны будут принять ливневые стоки.
Тот снег, что еще продолжает оставаться в городе, - особенно опасен. Ведь в сугробах за зиму накапливается масса нефтепродуктов, тяжелых металлов, хлоридов и т. д. Люди должны это помнить и ни в коем случае не позволять детям играть в весенних ручьях.
Но раньше зимой на улицы города высыпали огромное количество песка. Вместе с талыми водами он попадал в водостоки и забивал их. Теперь используются новые реагенты, которые растворяются в воде. Значит, пропускная способность водостоков стала больше. Так что больших сложностей с паводком мы не ожидаем.
Руководитель одной из фирм, выполняющей городской заказ на прочистку водостоков, Александр АГРАНОВСКИЙ:
- Городские стоки действительно стали чище, но этого нельзя сказать о промышленных. Предприятия растворимые в воде реагенты не закупают - для них это слишком дорого. Они продолжают рассыпать песок. Вместе со всеми другими загрязнениями - отработанным маслом, пищевым жиром он образует на дне подземных коллекторов такой твердый ил, что мы его не можем размыть даже очень сильной струей воды. Приходится прибегать даже к дедовской лопате. Потом ил отсасываем насосами и вывозим на подмосковные полигоны. Там его обрабатываем специальными бактериями, которые "съедают" нефтепродукты, и получается песок, пригодный для строительства.
Но такая прочистка, к сожалению, ведется не везде. Да еще проблем добавляют замерзшие решетки сливных колодцев. Их не всегда легко отыскать подо льдом и снегом. А если и найдешь - нечем прочистить. Раньше их разогревали паром, но та техника устарела, вышла из строя, а новой пока нет.
Беда еще и в том, что при пиковых нагрузках сточные воды очищать не успевают. В результате в реки стекают все городские "прелести". И чем дружнее выдастся весна, тем их больше.
Если улицу заливает талыми водами, значит, там забились решетки водосточной канализации. Заметив это, москвичи могут обратиться за помощью к диспетчеру "Мосводостока" по телефону 961-22-22.