Китайское государство гарантирует защиту законно нажитой частной собственности, уважает и оберегает права человека, стремится к улучшению системы социального обеспечения. Наряду с идеями основателя народной республики Мао Цзэдуна и теорией архитектора реформ Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой отныне составной частью официальной идеологии КНР стало выдвинутое прежним генсеком Цзян Цзэминем учение "о трех представительствах", определяющее роль компартии в развитии страны и открывающее партийные ряды для бизнесменов.
Такова суть основных из тринадцати поправок в конституцию КНР, утвержденных депутатами завершившейся в Пекине ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей (парламента). Беспрецедентные в более чем полувековой истории социалистического строительства КНР гарантии защиты частной собственности, внесенные в текст основного закона, внесенные в ходе тайного голосования под занавес десятидневного форума, отразили реалии современного Китая, живущего по законам рынка. Спустя пять лет после утверждения в статусе "важного компонента" национальной экономики частная собственность получила гарантию конституционной защиты.
Итоги сессии подытожил на заключительной пресс-конференции премьер Госсовета (правительства) КНР Вэнь Цзябао. Главной задачей кабинета в предстоящий период он назвал обеспечение сбалансированного и относительно быстрого (с темпами 7 процентов) экономического роста. Решать ее придется в условиях, когда к таким старым проблемам, как острые потребности в энергоснабжении, низкие доходы и высокие налоги 800-миллионного китайского крестьянства, сложная ситуация с занятостью, особенно среди молодежи, неискоренимая коррупция и другие, добавились новые - инвестиционная "горячка", снижение производства зерновых и тенденция к росту потребительских цен. Только тщательно разобравшись с этими неотложными делами, сказал Вэнь Цзябао, можно будет направить большой корабль китайской экономики на курс ровного поступательного развития.
Китайский премьер особо выделил назревшую реформу правительства, без чего, по его убеждению, нельзя рассчитывать на успех социально-экономических преобразований. От исполнительной власти требуется установить эффективный механизм научного планирования и демократичного обсуждения принимаемых решений, в своей деятельности стремиться к законности и чистоте, а также повысить ответственность и отчетность перед обществом и прежде всего парламентом.
Преодоление трудностей, стоящих перед Китаем на исходе четверти века реформ и открытости, руководство "четвертого поколения" видит на путях последовательного углубления преобразований в интересах всех слоев населения. Не случайно лейтмотивом нынешнего форума китайских законодателей стал призыв выдвинуть в центр всей работы нужды простого человека.