Вчера на заседании правительства, которое вел и.о. президента Владимир Путин, рассматривали
Вчера на заседании правительства, которое вел и.о. президента Владимир Путин, рассматривали проблему внешнеэкономических взаимоотношений, прежде всего со странами СНГ. Напомним, что у нашей страны, которая добивается реструктуризации задолженности перед западными кредиторами, в должниках в свою очередь ходят десятки государств. По большей части это обязательства стран дальнего зарубежья перед бывшим Советским Союзом, которые перешли к нам по наследству. Но и ближайшие соседи за последние десять лет тут "руку приложили". Задолженность партнеров по СНГ оценивается в 7,2 миллиарда долларов, в то время как Россия этим странам должна около 800 миллионов долларов. Разница составляет ни много ни мало - больше четверти доходной части российского бюджета.
Меньшая часть этой суммы - задолженность по кредитам, а большая - долги за энергоносители. В первом случае находить общий язык с партнерами проще, поскольку есть возможность своего рода взаимозачетов. К примеру, в счет погашения госдолга засчитывается аренда Байконура или затраты на эксплуатацию объектов Черноморского флота. Куда хуже обстоят дела с задолженностью за энергоносители, которая год от года растет. Так, сегодня среди главных должников за природный газ Украина и Молдавия - соответственно, 2 и 0,8 миллиарда долларов. Попытки партнеров расплатиться самолетами, продуктами и другими товарами кардинально ничего не меняли, потому что всего этого мало, а валюты на эти цели у суверенных государств СНГ нет.
На вчерашнем заседании члены кабинета попытались выработать позицию по отношению к ближним соседям. В прошлые годы эта проблема по политическим соображениям откладывалась "на потом", но теперь, похоже, российское правительство намерено всерьез разгрести завалы. Предложено несколько схем погашения задолженности, которые устраивают кредитора. В частности, Россия требует от партнеров в качестве платы по государственным кредитам только "живые деньги". В то же время не исключается погашение товарами долгов перед хозяйствующими субъектами, но при условии, что цены будут им выгодны. И, наконец, предусматривается возможность в обмен на долговые обязательства приватизировать предприятия в странах СНГ, которые представляют интерес для поставщиков энергоресурсов и кредиторов.
Но главное, на чем впервые настаивает российская сторона, - строить взаимоотношения с должниками в лице стран СНГ на тех же условиях, что и с государствами дальнего зарубежья. То есть вести переговоры о реструктуризации задолженности на тех же принципах, на которых Россия договаривается с Парижским и Лондонскими клубами. "Мы понимаем, что наши партнеры испытывают трудности и возврат в денежной форме не всегда возможен, - сказал министр по делам СНГ Л.Драчевский. - Поэтому для нас возможен возврат и в имущественной форме, который вписывается в правила МВФ".
Дело за малым - чтобы партнеры по СНГ, которые пользовались нефтью и газом в долг, согласились расстаться с фабриками, заводами и пароходами, на которые "положат глаз" поставщики энергоресурсов.