Она возведена за считаные месяцы на Арабатской стрелке
Ветер холодный, но солнце светит ярко. Такой февральской погодой встретила Марата Хуснуллина знаменитая Арабатская стрелка. На курортном побережье Азовского моря вице-премьер осмотрел новостройки квартала правительственных зданий. По сути, новый город, за считаные месяцы появившийся на юго-востоке Херсонской области.
Врио губернатора Херсонщины Владимир Сальдо предлагает назвать его Счастливцево.
«Основное строительство здесь завершено, идет внутренняя отделка помещений», — пишет он в своем Telegram-канале. Рассказывает: вокруг правительственного квартала появятся жилые комплексы с квартирами окнами на море, соцобъекты, коммунальная инфраструктура.
«На объектах Арабатской стрелки работы закончены. Весной можно заезжать», — подтверждает Марат Хуснуллин на сайте правительства РФ.
Новая «херсонская столица» похожа на макет огромного кукольного театра, внезапно появившегося в безлюдных приазовских солончаках. Колонны и башенки, арки и галереи... О вкусах не спорят, куда важнее сегодня защита от дальнобойных ракет, которые британский премьер намеревается поставить Украине специально для ударов по Крыму.
Обычно подобные обещания означают, что Киев уже получил оружие. До крымских пределов отсюда и вправду рукой подать. Еще ближе городок Геническ — ворота на Арабатскую стрелку. Комариный рай, вяленые бычки на базаре, дешевое жилье, медузы, водоросли — и меньше 20 тысяч местного населения. Когда российские войска покинули Херсон, в Геническ переехала областная администрация.
Решение объявили «временным», хотя вариантов не было. 200 км от Херсона — это максимальное удаление от фронта. Рядом въезд в Крым через перешеек Чонгара и пограничный КПП «Джанкой». Генический район находится под шефством Адыгеи. Гуманитарная помощь идет из Майкопа.
Острый вопрос: станет ли амбициозный херсонский новострой укрепрайоном на пути карателей ВСУ, пообещавших президенту США весной поднять желто-голубой прапор над Симферополем? Можно иронизировать по этому поводу, только стоит ли? Несколько крымских заводов ЖБИ день и ночь гонят к Перекопу 1,2-тонные тетраэдры — бетонные пирамиды, с помощью которых рассчитывают остановить «Абрамсы» и «Леопарды». Сеть полна снимками заграждений, растянувшихся по мокрой сивашской степи.
Глава Республики Крым Сергей Аксенов доложил президенту Путину, что строительство крымских фортификационных линий завершится 1 апреля. По его словам, укрепления одновременно возводят и на Херсонской земле, и на севере полуострова. Больше никаких подробностей.
Разговорчивее оказался губернатор Сальдо: «Все работы проводятся по военной науке. Выделены значительные финансовые ресурсы. Привлечено большое количество строительных компаний, имеющих беспрепятственный въезд-выезд с территории Херсонской области. Правда, мобильная связь немножко хромает...»
Не стоит волноваться, все идет по плану? Но одна мысль не дает покоя. В истории мировых войн не было еще укреплений, которые бы не пали под напором атакующих войск. Финская линия Маннергейма, французская Мажино или гитлеровская «Голубая линия» на Кубани — все прорвали. Знаковый пример для полуострова: ноябрь 1941 года, бои на укрепленных Ишуньских позициях Северного Крыма. Огромная протяженность траншей, прикрытых проволочными заграждениями и минными полями, капитальные огневые позиции артиллерии, пулеметные доты. Две недели частям Приморской армии и подразделениям Черноморского флота удавалось отражать атаки Манштейна, однако 28 ноября вермахт ударил свежими дивизиями, и наши откатились к Севастополю.
Скажем правду: никто в сегодняшнем Крыму не вздыхает облегченно на сообщения о грандиозном фортификационном строительстве на херсонской границе. Люди отчетливо понимают: опасность уйдет только с освобождением всего юга Украины.
P.S. Картинка из прошлого лета. 1 июня, из Симферополя в Херсон отправляется междугородний автобус, первый за восемь последних лет. Автостанция «Курортная», рейс провожают республиканское начальство и туча журналистов: возобновилось регулярное сообщение с Херсонской и Запорожской областями!
Всю дорогу автобусы следовали без остановок. Мчались, виляя между выбоинами от разрывов. А по обочинам мелькали яркие билборды «Херсон навеки с Россией» и «Россия здесь навсегда». Через пару месяцев билборды сняли. «Хаймарсами» был разбит автомобильный Антоновский мост через Днепр, высаживать пассажиров пришлось на левобережье Херсона, в пригородном поселке Алешки. К ноябрю маршрут отменили вовсе.
Новый рейс «Симферополь — Геническ» уже без всякой помпы стартовал 1 февраля. Цена — тысяча рублей, билеты в свободной продаже, дефицита нет.