В большой политике слова часто расходятся с делами, а еще чаще — со словами, произнесенными вчера. Трезвые головы не зря еще в ноябре советовали российским политикам и депутатам не спешить с аплодисментами и шампанским по поводу избрания Дональда Трампа. Как все повернется в российско-американских отношениях, предсказать и сегодня невозможно. Но уже очевидно: Трамп оказался не таким крепким орешком, каким казался вначале.
За неполный месяц после инаугурации Конгресс и неоконсервативное лобби укротили многие амбиции президента США, в числе которых и планы без промедления наладить диалог с Кремлем. Американские спецслужбы спровоцировали болезненную отставку советника по национальной безопасности Майкла Флинна, сторонника нормализации отношений с Россией. Трамп сдал генерала и остался один на один с «либеральной» системой.
После принятия отставки Трампом пресс-секретарь Белого дома огласил изменения в позиции по Крыму: «Президент дал ясно понять, что ожидает от российского правительства деэскалации конфликта на Украине и возвращения Крыма. В это же время он в полной мере ждет налаживания отношений и хочет поладить с Россией». Не будем акцентировать внимание на явном противоречии в пожеланиях главы Белого дома. Лучше напомним диаметрально противоположные предвыборные речи самого Трампа. Например, в августе на митинге в Огайо он предостерегал: любая попытка США вернуть Крым Украине может привести к Третьей мировой. А дебатируя с Джо Байденом, заявлял, что признание Крыма российским откроет Вашингтону перспективу сотрудничества с Москвой в борьбе с ИГИЛ. Это привело к яростным нападкам со стороны госпожи Клинтон и Ко, зато добавило голосов избирателей, надеющихся на то, что опасная конфронтация с Россией остается в прошлом.
Нетрудно представить, какой восторг «подъем переворотом» в Белом доме вызвал у тех, кто поливал грязью Трампа за его намерения перезагрузить отношения с Россией. «Ранее жесткий тон в отношении Москвы позволяла себе новая представительница США в ООН — теперь подтверждение пришло от президента, — констатирует немецкий журнал Der Spiegel. — Этим, по всей видимости, Трамп разрушил надежды российской стороны».
«Тостов под шампанское, которыми некоторые российские чиновники праздновали победу Дональда всего несколько месяцев назад, поубавилось», — ехидно вторит The New York Times. Хотя здесь же предполагается и такой вариант развития событий: «Российская аннексия Крыма должна быть принята, так как даже в результате мировой войны Россия не отдаст полуостров». Эксперт считает, что переход Крыма можно не признавать юридически, но санкции с России при этом следует снять.
Впрочем, дело не только в антироссийских санкциях. Немецкая Die Welt пошла дальше в умозаключениях: «Отставка Майкла Флинна ознаменовала собой окончание той фазы президентства Дональда Трампа, когда он верил, что сможет беспрепятственно реализовывать свою революционную политику... Он загнал себя в угол и на других фронтах».
Столичная The Washington Post прямо пишет о полномасштабном кризисе, который вызвала в Белом доме отставка Флинна. «Чиновники в Совете нацбезопасности сообщили о снижении морального духа и опасениях по поводу будущего. По словам одного из сотрудников, главным посылом состоявшейся во вторник пятиминутки было: «Продолжайте усердно работать. Не уходите».
Аналитическое издание Il Fatto Quotidiano видит причины кризиса глубже: «Конечно, существует фактор демонизации Путина, России и Флинна теми же неоконсерваторами. С их подачи Пентагон и ЦРУ постоянно отрабатывают противостояние с Москвой, как пожарник, у которого есть привычка пироманить, чтобы оправдать свою занятость. Но есть и другой фактор — пугающая некомпетентность и полное отсутствие сплоченности в команде самого Трампа. А это ужасающее открытие для всего мира. Здесь решают проблемы глобальной политики, отношений сверхдержав, ядерных ракет и зон влияния. Стихийность и поверхностность теперь стали угрозой для института президента США».
Издание уверяет: такие дальновидные лидеры, как Путин и Си Цзиньпин, шокированы осознанием того, что имеют дело с США под управлением администрации, неспособной справиться с ролью сверхдержавы.
P.S. На вчерашней встрече госсекретаря США Рекса Тиллерсона с главой МИД России Сергеем Лавровым стороны подтвердили заинтересованность в борьбе с терроризмом, в том числе в Сирии. А вот вопрос санкций не обсуждался. По словам нашего министра, «встреча Путина и Трампа состоится тогда, когда лидеры РФ и США сочтут это возможным». И еще деталь: организаторы встречи с американской стороны прервали поприветствовавшего Лаврова главу внешнеполитического ведомства США. Его оборвали на полуслове, не дав договорить вступительную речь.