Мария Шарапова и другие российские звезды, помогающие людям
На днях теннисистка Мария Шарапова пожертвовала более 2 млн рублей от продаж конфет Sugarpova в пользу российских детских домов. Уже не сенсация, а обычное дело: там, "у них", благотворительность - обязательное приложение к звездному статусу. И воспитанная в США Маша усвоила это правило еще на заре карьеры. Впрочем, мода на меценатство, на добрые дела все прочнее утверждается и среди наших чемпионов - и это здорово!
Только прорвавшись в большой теннис, юная Шарапова весь гонорар от победы на итоговом чемпионате WTA-2004 в размере 56 тысяч долларов перечислила в фонд помощи жертвам теракта в Беслане. Тот случай освещался в нашей прессе как нечто небывалое... В 2007-м Маша стала послом доброй воли ООН, взяв на себя попечение о районах, пострадавших от Чернобыльской аварии (кстати, именно из-за нее семья Шараповой переехала из Белоруссии в Нягань). За несколько лет теннисистка вложила в поддержку чернобыльцев свыше полумиллиона долларов. Другие проекты она курирует через свой фонд (Maria Sharapova Foundation).
Пять лет назад за общественную активность Шарапову наградили медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Хотя высказывания в Сети по поводу благотворительных заслуг Марии не всегда восторженные. Злые языки напоминают, что на фоне ее заработков (Forbes оценил состояние теннисистки в 260 млн долларов) ее траты на добрые дела - мелочь, карманные расходы. Впрочем, те, кто так говорит, сами обычно не жертвуют и рубля…
Отметились на ниве меценатства и другие теннисистки. Мария Кириленко отдала свой первый чемпионский гонорар: ее триумф на юниорском US Open совпал с терактом на мюзикле "Норд-Ост" в Москве. Все призовые девушка переслала пострадавшим и их родственникам. А Вера Звонарева добывала деньги на благотворительном аукционе, где продавала теннисную амуницию.
У нас любят склонять футболистов, играющих так себе, а отдыхающих со вселенским размахом. Но за упреками не стоит забывать и добрые дела. Трогательная история с участием Александра Кержакова случилась в 2014-м. В Первом московском хосписе организовали телефонный разговор звездного форварда с его преданным болельщиком, 16-летним Лешей. Агенты футболиста должны были передать парню подарки. Но, проникнувшись историей мальчика, футболист тайно прилетел в Москву, чтобы навестить его лично. Через две недели Леши не стало...
Кержаков замечен и в других благотворительных акциях: собрал деньги на лечение 5-летней Насти Козаченко, купил оборудование для детской городской больницы №1 Санкт-Петербурга, пару лет назад создал фонд "Звезды детям", помогающий сиротам из его родного города Кингисеппа.
Другой известный футболист, Владимир Гранат помогает дому ребенка "Аистенок" в Улан-Удэ. Суммы не оглашаются, но стало известно, что спортсмен, например, закупил лекарства от пневмонии на 200 тысяч рублей. Надежда сборной России Федор Смолов профинансировал благоустройство домов в Саратове в рамках проекта "Порталы истории". Денис Глушаков открыл построенный на собственные средства стадион в городе Миллерово Ростовской области. "Мне помогали земляки, друзья и родные, которые с утра до ночи жили на этом стадионе. Рад, что здесь будет тренироваться молодежь, которая может пробиться в чемпионы Европы и мира", - поделился Денис. Глушаков взялся содержать здешнюю команду с названием "Родина"…
А зенитовец Олег Шатов воплотил аналогичный проект в Нижнем Тагиле: футбольное поле с искусственным газоном, площадки для волейбола и баскетбола - на все про все 15 млн рублей. "Это место, где я вырос. Почему нет? От меня точно не убудет", - рассуждает Шатов. А первопроходцем в подобных проектах был Андрей Аршавин, в конце 2000-х построивший площадку для детворы в городе Пушкине. Говорят, иногда Андрей по-прежнему приезжает погонять мяч с подшефными:
Нередко футбольные звезды сотрудничают с известными благотворительными фондами. Как, например, армейцы Игорь Акинфеев, Сергей Игнашевич и экс-тренер Леонид Слуцкий. В последнее время уже клубы берут шефство над важными проектами: "Локомотив" - над пациентами отделения нейрохирургии НИИ имени Бурденко, "Амкар" - над Пермским детским онкогематологическим центром. "Анжи" рекламировал фонд "Подари жизнь". А "Зенит" запустил проект "Давай, давай", привлекая игроков для оригинальных акций по сбору средств. Это позволило Артему Дзюбе попробовать себя в роли кондуктора трамвая, Юрию Лодыгину - в роли экскурсовода, Мигелю Данни - в роли парикмахера. Шутки шутками, но каждый "перфоманс" собрал по 1 млн рублей.
Не отстают и представители других видов спорта. Наша прославленная чемпионка в прыжках с шестом Елена Исинбаева потратила 4 млн рублей компенсации за пропуск Рио-2016 на обустройство спортплощадки для детей-инвалидов в городе Волжский. "На себя эти средства я потратить на могла", - сказала Елена строго. Хоккеисты Илья Ковальчук и Александр Овечкин еще в 2010-м провели благотворительные матчи, направив собранные почти 14 млн рублей на ликвидацию последствий лесных пожаров, потом такая же акция была посвящена дому для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде. Баскетболист Андрей Кириленко создал фонд "Кириленко - детям!". Построенные площадки, аукционы, благотворительные матчи и турнир "Школьный мяч" - в активе фонда уже не один десяток проектов. По словам Кириленко, делает он это не ради самопиара, а по велению души.
Фигуристка Екатерина Боброва отдала на меценатство автомобиль, подаренный ей за медаль Сочи-2014, биатлонист Антон Шипулин организовал свой благотворительный фонд
P.S. А вот еще две трогательные истории. Первая связана с именем хоккеиста Ивана Ткаченко, разбившегося в авиакатастрофе ярославского "Локомотива" в 2011 году. Оказалось, четыре года Иван состоял в фонде AdVita, под вымышленным именем жертвуя значительные суммы (всего около 10 млн рублей). Причем об этом не знали даже близкие друзья Ткаченко - история открылась лишь после смерти спортсмена...
Вторая история - о Сергее Семаке, ныне тренере футбольного клуба "Уфа". В прошлом году чета Семак удочерила девочку Таню из детдома для инвалидов (и здесь никому ни слова, известие случайно просочилось в прессу). Вместо того чтобы "откупиться" миллионом-другим, Семаки решили дать Тане нечто гораздо более ценное - настоящую семью, родительскую любовь, компанию братьев и сестренок. Это уже не просто благотворительность - это нечто большее.