Полицейский предъявил суду важное вещественное доказательство – расписку на полученные им от обвиняемого 30 млн рублей
В Иваново расследуется уголовное дело по факту избиения инспектора ГИБДД Евгения Харанеко при исполнении служебных обязанностей. Ход расследования резко изменился после того, как пострадавший полицейский получил в качестве компенсации сумму, которую он вряд ли заработал бы и за 100 лет добросовестной службы. После чего заявил, что его пальцем никто не трогал. Случай этот может стать важным прецедентом для российского правосудия.
Вот уже полгода жители Иваново внимательно следят за новостями из Ленинского районного суда, где идет процесс над неким Ферояном. Впрочем, история эта – вовсе не местного значения. Если опыт ивановцев будет взят на вооружение служителями Фемиды по всей стране, то преступники получат внятный сигнал: из любой криминальной истории можно выпутаться без наказания, если есть деньги.
Фероян – фамилия в области давно известная. Только ранее ее олицетворял Телман Фероян, крупный предприниматель и депутат областной думы. А теперь на слуху у всех его сын Мамо. «Труд» еще летом рассказывал, как юный отпрыск при разборе дорожного конфликта вспылил и так ударил по голове инспектора ГИБДД, что тот оказался в реанимации. Дикий случай: потерявший берега юнец поднял руку на представителя закона, куда уж дальше ехать? Это так возмутило жителей Иваново, что по городу прошли стихийные митинги. Согласитесь, редкая ситуация. Покажите мне еще хоть одного человека с полосатым жезлом, защищать которого вышли тысячи водителей. Хотя в данном случае людьми двигали не только чувство возмущения и желание восстановить справедливость. Сразу же у местных возникло опасение, что даже столь вопиющее дело замнут, спустят на тормозах. Ведь в свое время Фероян-старший уже был замешан в деле о взятке, но отделался легким испугом. И продолжал успешно заниматься бизнесом, вошел во власть, оставался известным и уважаемым человеком...
Правда, после скандала с избитым инспектором Телман Фероян был вынужден снять свою кандидатуру с очередных выборов в областную думу. Но это не успокоило митингующих – они по-прежнему требовали справедливого наказания. Людей возмутил и тот факт, что официальным защитником Мамо Ферояна стал не рядовой адвокат, а жена влиятельного председателя общественной палаты области Татьяна Сперанская. Тогдашний губернатор области Михаил Мень вынужден был успокаивать общественность и уверенно утверждать: виновник не уйдет от наказания, справедливость восторжествует, суд разберется в деле непредвзято.
А что теперь в сухом остатке? Мень отбыл в столицу на должность министра, а в Иваново начался суд над Мамо Ферояном. И на глазах у ивановцев это, в общем-то, не самое сложное уголовное дело стало превращаться в настоящий детектив. Вдруг начали путаться или вовсе отказываться от своих показаний свидетели. А потом и сам потерпевший инспектор ГИБДД Евгений Харанеко, ранее заявивший в своем иске в суд (дословно), что «был жестоко избит», сенсационно объявил: «Я не считаю, что это преступление. Мамо просто не выполнил мое требование уйти с проезжей части. Я не считаю себя пострадавшим. Я потерял равновесие и упал головой об асфальт. Претензий к Мамо не имею и прошу прекратить уголовное дело…»
С чего это вдруг свидетели и сам инспектор стали менять свои первоначальные показания? А случилось то, чего и опасались простые ивановцы: решающим фактором правосудия становятся деньги. Сам пострадавший простодушно предъявил суду расписку в получении им в качестве компенсации 30 млн рублей – и подал ходатайство о примирении сторон. Дескать, какие могут претензии при такой сумме? Чтобы заработать почти миллион долларов, сотруднику полиции придется служить верой и правдой обществу лет этак сто. А тут разок «упал головой об асфальт» – и все вокруг завидуют...
Конечно, суд вправе принимать решение по этому резонансному делу исходя из всех обстоятельств. Бизнесмен и слуга народа, к сожалению, может быть убежден, что в этом мире все продается и покупается, вопрос лишь в цене. Но теперь уже сама позиция полицейского взбудоражила население города. Каких только слов не услышишь сегодня на улицах Иваново, чего только не прочитаешь в социальных сетях! Приведу лишь часть выдержек. «Кто-то еще остался из тех, кто не верит в утверждение «деньги решают все»? Печально и противно... Харанеко предал нас с вами – всех, кто летом не испугался выйти на улицу в его защиту, кто столько сил положил в борьбе за справедливость... Надо бы завести еще дело на Харанеко с женой за дачу ложных показаний и заведение следствия в тупик... Страшно, если людей, изменивших свои показания, не осудят. Этак скоро и убийства будут оправдывать».
В этом многоголосье есть главный мотив – возмущение поведением людей в погонах. Юные подонки и выкупающие их у Фемиды папаши – увы, давно не редкость. Но столь откровенное предательство служебного долга все еще вызывает оторопь даже у завзятых циников. Конечно, странно выглядит и начальник ивановского УМВД Александр Никитин, который, как сообщалось, намеревался представить полицейского Харанеко к правительственной награде. У нас в последнее время принято награждать людей в погонах, не особо вникая в суть произошедшего. Но ивановский случай с «потерей равновесия и падением головой об асфальт» все еще претендует на уникальность. И тут было бы неплохо услышать оценку инспектора со стороны его начальства, пока еще не успевшего представить героя к награде.
Впрочем, ждать развязки этого уголовного дела осталось недолго. Оно, кстати, заключается уже не только в оценке самого факта столкновения на дороге блюстителя закона и юного хама. Если разбираться действительно по закону, то требуется правовая оценка и свидетелей, и самого потерпевшего, вдруг изменивших на 180 градусов свои показания. Выходит, в первом или во втором случае они уж точно были ложными?
Михаил М., бывший сотрудник ГАИ
– Представляю, с каким напором народ примется сейчас осуждать этого парня из Иваново. Конечно, выглядит все это не слишком красиво. Но давайте представим на его месте любого, да хотя бы себя! Тебе дают столько денег, сколько ты никогда честно не заработаешь. Ты вообще можешь до старости не думать о финансовых проблемах. Представили? И попробуйте от этого отказаться во имя гражданской принципиальности. Очень непростой выбор...
Павел Чиков, председатель Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора», кандидат юридических наук
– Если обвиняемый возместил причиненный ущерб – как материальный, так и моральный, если он раскаялся в содеянном и добился прощения от истца, то Уголовный кодекс позволяет прекращать такого рода дела. В принципе это правильно: ведь основным пострадавшим является потерпевший, и если он получил компенсацию, то почему надо обязательно кого-то в тюрьму сажать? В развитом мире есть такая же практика прекращения уголовных дел в связи с примирением и возмещением причиненного ущерба. Особенно когда речь идет о преступлениях против личности.
Другой вопрос, что речь в данном случае идет об инспекторе, который был в форме и находился при исполнении. Тут уже потерпевшим является не только конкретный полицейский, но исполнительная власть в целом и ГУВД города Иваново в частности. То есть одного согласия пострадавшего для прекращения дела, по идее, не должно быть достаточно. Оскорблена власть. Хотя не исключено, что суд примет во внимание еще какие-то доводы. В конечном итоге как судья решит – так и будет.
Хочу обратить внимание на другое – сейчас судят фигурантов «болотного дела». Прокурор требует для людей, которые препятствовали полиции в исполнении должностных обязанностей, от 5 до 6 лет лишения свободы. По той же статье в Иваново проходит нападавший на полицейского, но ему, получается, ничего не будет? На мой взгляд, в правоприменительной практике должно быть единообразие.