Поймать медведя

Продолжается Берлинский кинофестиваль

Берлинский международный кинофестиваль встретил и проводил звезд, а теперь ждет премьеры российского фильма.

Усыпив внимание зрителей показанной на открытии благопристойно-качественной китайской драмой «Вместе порознь» (режиссер Вань Цань-Янь) о возвращении тайваньских эмигрантов к брошенным когда-то семьям, 60-й, юбилейный Берлинале уже через сутки обеспечил светских репортеров работой на неделю вперед. Сначала в немецкую столицу пожаловала съемочная группа «Призрака», новейшего триллера Романа Полански. Пока немолодой классик сидит под домашним арестом, Пирс Броснан и Юэн Макгрегор распространяются о том, как близка их работа всем творческим принципам Полански, и имеют сумасшедший успех.

Не успел народ опомниться, как на головы публике свалился второй звездный десант: Мартин Скорсезе (на фото) в компании с актерами своего фильма «Остров проклятых» Леонардо Ди Каприо, Марком Руффало, Мишель Уильямс и сэром Беном Кингсли. Добавить к этому, что оба фильма оказались достаточно хороши, учитывая возраст и стаж авторов, и счастью не будет предела.

Впрочем, это предсказуемые радости. В честь юбилея отборщики Берлинале решили не довольствоваться готовыми звездами, а предложить несколько ярких сюрпризов. Например, пригласить великого британского архитектора сэра Нормана Фостера представить документальный фильм о самом себе и порассуждать перед публикой о будущем кинематографа. Впрочем, творца нового купола берлинского Рейхстага куда больше заинтересовало прошлое: демонстрация около Бранденбургских ворот отреставрированной версии «Метрополиса» Фрица Ланга — легендарного фильма, в котором немецкий режиссер предвидел многие открытия современной архитектуры.

А из тех художников, которые смотрят в завтрашний день, трудно не отметить еще одного неожиданного участника Берлинского фестиваля. Знаменитый граффитист, известный под псевдонимом Бэнкси, прислал сюда свой кинодебют «Выход через сувенирную лавку» («Exit Through The Gift Shop»). Невероятно изобретательное и нахальное зрелище балансирует на невидимой грани между документальным и игровым кино: Бэнкси снимает кино о человеке, вознамерившемся снять кино о Бэнкси. Этот колоритный персонаж, бывший торговец подержанными шмотками из Лос-Анджелеса, последовал примеру своего кумира и стал художником под псевдонимом Mr. Brainwash (Мистер Мозгопромыватель).

И что вы думаете? Будучи откровенным графоманом, тут же прославился на весь свет, продав картин и инсталляций на миллион долларов! Бэнкси цинично задает вечный вопрос о критериях оценки искусства и уходит от ответа. В прямом смысле слова уходит: разыскиваемый полицией всего мира за порчу общественного достояния автор фильма на премьеру не приехал, ограничившись видеообращением к публике, записанным так, чтобы не было видно лица и не был различим голос.

В конкурсе уже выступили с немалым успехом представители Румынии («Если захочу, свистну» Флорина Сербана), Австрии («Грабитель» Бенджамина Хайзенбера), Дании («Субмарино» Томаса Винтерберга) и Норвегии («В чем-то милый человек» Ханса Петера Моланда). Впереди еще с десяток конкурсных картин, среди которых «Как я провел этим летом» молодого режиссера из России Алексея Попогребского. Будем надеяться, что его картина, которая снималась на Чукотке, придется по душе председателю жюри Вернеру Херцогу, известному любителю экстремальных путешествий. Именно от него зависит, кому достанутся 20 февраля призы — золотые и серебряные «Медведи».