К власти за защитой
- В кризисное время снижение рейтингов одобрения действий властей - нормальный показатель, - заявил "Труду" президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. - Более значимы рейтинги доверия. Их незыблемость показывает, что у граждан не появилось альтернативных политических симпатий.
По мнению эксперта, по мере углубления кризиса одобрять деятельность президента и премьера станут еще меньше, но никакой угрозы для их положения это не несет. Главным врагом власти Михаил Виноградов считает глубокое падение экономики.
По словам первого заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, несмотря на изрядную долю скептицизма по поводу антикризисных мер, люди все равно идут к властям за защитой и считают, что те должны их поддержать.
Ситуация в России, замечают эксперты, в корне отличается от положения дел в Европе, по которой прокатилась волна антиправительственных выступлений и беспорядков. Дело в том, что и в Исландии, и во Франции, и в Латвии существует влиятельная политическая оппозиция со своими партиями, газетами, депутатами и теневыми кабинетами министров. Выступить против правительства - значит встать на сторону оппозиции в надежде на то, что на следующих выборах ее представители сделают жизнь лучше.
- В России, если ты оказываешься в оппозиции к власти, тебе просто не на кого опереться, - подчеркивает Макаркин. - Коммунисты архаичны, Жириновский анекдотичен, существующие правые и радикалы из "Другой России" попросту неизвестны. Подавляющее большинство россиян смены власти не хочет - ее просто не на кого менять.
Честность в высокой цене
Главная претензия жителей России к власти, считают социологи, связана не столько со снижением уровня жизни, сокращением зарплат и нарастающей безработицей, сколько с отсутствием внимания к людям.
- Судя по нашим опросам, от первых лиц чаще всего ждут честных слов о том, что же происходит, как долго продлится кризис и, самое главное, что будет делать государство, чтобы помочь людям, - говорит гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. - Пока что ответов нет. К примеру, в январе свыше половины опрошенных нами россиян не знали о том, что у правительства есть конкретный и подробный план антикризисных мер. Этим во многом объясняется и снижение рейтингов одобрения первых лиц, и негативная оценка экономической политики кабинета министров.
Эксперты единодушны в том, что на первом этапе кризиса власть настолько увлеклась борьбой с ним, что забыла проинформировать граждан о своих действиях. Показанное в воскресенье антикризисное интервью Дмитрия Медведева - первая попытка говорить с обществом откровенно и доверительно.
- Власть пока только учится общаться с народом не в ситуации стабильности и экономического роста, а в кризисное время, когда экономика никак не может достичь дна, - объясняет Федоров. - Это очень непривычный формат - за 2000-е годы от него отвыкли.
При этом социолог подчеркивает, что открытый диалог с обществом нужен не ради сохранения рейтингов, а ради спокойствия и порядка - экономическая паника так же опасна, как и паника на фронте.
Революции не будет
Некоторые политики и политологи восприняли снижение рейтингов одобрения президента и премьера как первый знак грядущих политических перемен. На прошлой неделе Геннадий Зюганов напророчил досрочные парламентские выборы и объявил партийную мобилизацию. Эксперты предложили сценарии радикальной перестройки в верхах.
- Оставаясь на посту премьера, Путин по мере усугубления кризиса неизбежно будет и дальше терять популярность, - заявил "Труду" политолог Дмитрий Орешкин. - Вряд ли он захочет опускаться вниз в обнимку с Медведевым, поэтому в ближайшие полгода ему предстоит выбрать одно из трех решений.
Первый сценарий, по мнению экспертов, предусматривает досрочные президентские выборы и возвращение Путина в Кремль.
Второй сценарий включает реанимацию возникшей еще при Ельцине идеи создания Союзного государства России и Белоруссии, которое возглавит опять-таки Путин.
Третий предусматривает введение антикризисного чрезвычайного положения и формирование некоего органа верховной власти вроде ГКЧП. Места в нем могут достаться силовикам во главе с нынешним премьером.
- Пока все это из области гипотез, - скептически замечает Алексей Макаркин. - Какие-то изменения во власти могут произойти только в том случае, если кризис продлится не один год и будет настолько глубоким, что значительная часть населения утратит надежду на власти и выйдет на улицы.
Однако пока что на это нет даже намека. Согласно последним данным фонда "Общественное мнение", уровень протестных настроений в обществе сейчас ниже, чем в начале докризисного лета 2008 года. Тогда 39% россиян заявили о том, что лично сталкиваются с проблемами и ситуациями, которые вызывают у них желание протестовать. В первую неделю февраля 2009 года "протестантов" оказалось на 4% меньше.
- Бессмысленно прогнозировать то, что может произойти в отдаленной перспективе, - считает Алексей Макаркин. - В любом случае во время кризиса власти невыгодны ни досрочные выборы, ни изменение расстановки в верхах. Но сейчас ее к этому никто и ничто не побуждает.
Меры
Рецепты для правительства
Первый этап борьбы с кризисом завершен. Эксперты Института современного развития (ИНСОР), проанализировав действия правительства в этой ситуации, предлагают руководству страны ряд мер по усилению борьбы с кризисом.
Главной ошибкой властей в борьбе с кризисом восемь экспертов во главе с председателем правления ИНСОРа Игорем Юргенсом назвали "отсутствие долгосрочного подхода".
Авторы доклада, в том числе президент фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев и руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, считают, что властям необходимо перейти к принятию долгосрочных мер и сделать три принципиальных выбора.
Для начала стоит определиться, помогать ли компаниям выплачивать 120 млрд. долларов долгов, которые они набрали за рубежом. Нужно решить, давать ли льготные кредиты предприятиям или брать с них меньше налогов. Немаловажно также прилагать усилия по сдерживанию инфляции.
ИНСОР предлагает стимулировать спрос с помощью новых инфраструктурных проектов, изменить критерии предоставления господдержки компаниям и усилить поддержку реального сектора.