GM зашуршал под Питером

Вчера автомобильный завод General Motors в Шушарах (под Санкт-Петербургом) начал промышленную сборку автомобилей Chevrolet и Opel. Предприятие будет работать по усеченному графику. Из-за кризиса продажи машин в России, как и во всем мире, значительно сократились.

Завод в Шушарах открылся в ноябре прошлого года и до вчерашнего дня работал в тестовом режиме. Теперь автомобили на нем будут собирать на продажу. Сначала завод займется сборкой кроссоверов Chevrolet Captiva и Opel Antara, а с середины года модельный ряд пополнит Chevrolet Cruze.

Несмотря на то что по итогам 2007 и 2008 годов Chevrolet стала самой популярной иномаркой в России, время запуска нового завода не самое удачное. По оценкам агентства "Автостат", в нынешнем году продажи авто в России снизятся на 30-40%: из-за кризиса автолюбители больше не смогут брать кредиты, а покупку за собственные средства отложат до окончания кризиса.

Хотя перспективы продаж весьма туманны, эксперты считают, что консервация завода обошлась бы концерну еще дороже: "Стоимость консервации вполне сопоставима с затратами на производство, - говорит аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. - Какой-то период завод будет работать на склад и вряд ли сразу выйдет на заявленную мощность в 40 тысяч машин в год, но в итоге он позволит концерну нарастить долю на рынке". Пока что завод будет работать только три дня в неделю, однако уже летом обещает перейти на шестидневную рабочую неделю. По мнению Михаила Пака, в этом году предприятию целесообразно произвести не более 15-20 тысяч авто, а спад спроса использовать для обкатки и тестирования оборудования.

Для американского холдинга General Motors запуск третьего завода в России необходим, ведь на родной территории продажи в январе упали на 49%. Это худший январский показатель с 1963 года. Столь же печальные результаты, кстати, зафиксированы у Chrysler (-55%) и Ford (-40%).

Производство авто в России позволит концернам GM и Ford максимально долго удерживать рублевые цены в отличие от иномарок, собираемых за рубежом. Последние уже заявили о повышении цен на 15-20% из-за серьезного ослабления рубля и повышения ввозных пошлин. По мнению Пака, ценовое преимущество позволит иномаркам отечественной сборки нарастить долю на рынке во время кризиса. Когда экономическая встряска закончится, Россия по-прежнему будет манить автогигантов. Уровень автомобилизации населения в стране очень низкий - в среднем на семь человек одна машина. В развитых странах автомобиль имеет каждый второй. Значит, как только у населения появятся деньги, люди снова пересядут с общественного транспорта на личные авто. А пока продажи автомобилей в России в январе рухнули на 33% (в среднем по Европе - на 27%) после снижения всего на 10% в декабре. Всего было продано 116,9 тысячи машин. Самым продаваемым российским брендом стала Lada, иностранным - Chevrolet. За ними следуют Ford и Toyota.