Сегодня малый и средний бизнес в России рассматривается как важный довесок экономики и социальный фактор, который поглощает безработицу. По большому счету количество малых и средних предприятий во многом определяет эффективность рыночной составляющей экономики.
Однако сегодня средний российский бизнес сталкивается с массой проблем. По словам президента "Альянса среднего бизнеса" Константина Бесчетнова, проблемы эти можно разделить на три составляющие: "навязываемые бизнесу государством - среди них непосильные налоги и отсутствие системы поддержки; навязываемые самим бизнесом - неблагонадежные партнеры и проблемы, навязываемые общественным мнением - негативный имидж бизнеса и людей, его представляющих". "Все это мешает малому и среднему бизнесу расти, развиваться, совершенствоваться... А это, в свою очередь, негативно сказывается на всей экономике России", - считает Константин Бесчетнов.
Следует признать, что череда непрерывных налоговых революций с ужесточением налогового пресса сделала свое дело и заставила малый бизнес уйти в налоговую "тень". По официальной версии, количество малых предприятий в стране к сегодняшнему дню сократилось до 750 тысяч с числом занятых в этом секторе экономики до 9 - 10 млн. человек. Впрочем, вся эта статистика весьма условна, а при необходимости срочно "поправить" цифры в эту сферу записывают ИЧП, которые вряд ли можно отнести к малому бизнесу. Причиной такой безрадостной картины остается угнетающая налоговая политика правительства.
Все реформы в этой части остались, по сути, декларативными. Заявленные благие намерения на практике завершались очередным закручиванием налоговых гаек. Именно эта удручающая картина с налогами побуждает бизнес разрабатывать так называемые "серые" схемы. Это, в свою очередь, способствует появлению так называемых "сервисных" структур, которые под прикрытием силовых органов начинают "помогать" малому и среднему российскому бизнесу от этих налогов уходить. Второй фактор риска - неблагонадежные партнеры. Формирование "черных списков" компаний, ведущих нечистоплотный бизнес, даже в некотором смысле объединяет честных бизнесменов.
Слияние силовых структур с такого рода фирмами, к сожалению, стало реалиями сегодняшней российской экономики. Возможности наших "органов" прикрывать "серые схемы" известны давно: к примеру, российский кинематограф последнего времени только об этом и говорит. Но в жизни все гораздо круче. Некоторые так называемые "юридические" фирмы не только прикрывают "серые" схемы ухода от налогов, но и напрямую занимаются мошенничеством. И иногда в особо крупных размерах. Это уже стало даже особого рода бизнесом. И, надо сказать, весьма прибыльным. Ведь уровень прибыли напрямую зависит от уровня нечистоплотности этих самых структур.
Где же выход? По мнению президента "Альянса среднего бизнеса" Константина Бесчетнова, выход - в объединении бизнесменов: "Альянс" выстроен на принципах абсолютного доверия его членов друг другу. Это уникальная организация, объединяющая владельцев среднего бизнеса и помогающая решать сложные бизнес-проблемы, связанные с недостатком ресурсов. Отбор в "Альянс" осуществляется только на основе личной рекомендации двух его членов. Кроме того, именно объединение владельцев бизнеса позволит эффективно формировать определенные идеи и доносить до власти насущные проблемы среднего бизнеса. Это даст возможность влиять на сегодняшнюю ситуацию..."
В реально существующей практике российского бизнеса, если все делать по законам, государству надо отдавать 60 процентов. Суммарный налоговый пресс у нас в три раза выше, чем, скажем, в Турции или Таиланде. И в два раза выше, чем в США. С этим могут не согласиться правительственные экономисты, считающие, что у нас самая низкая ставка подоходного налога. Тогда давайте заглянем в бюджет, где налогов собирается порядка 40 процентов от ВВП. Хотя всем известно, что превышение планки в 30 процентов уже считается подавлением собственной промышленности, и в первую очередь малого и среднего бизнеса.
При этом президенту докладывают, что проводится налоговая революция, которая подвигнет малый сектор экономики на небывалый рост. В действительности же все получается наоборот. Ведь чиновники объективно заинтересованы в том, чтобы предприниматель был нарушителем закона, находился от них в полной зависимости и платил им взятки. Известно: чем больше теневой оборот, тем выше поборы с этого бизнеса.
Другой серьезной проблемой малого и среднего бизнеса является отсутствие нормального режима кредитования. Банкиры готовы давать кредиты, но все упирается в пресловутые финансовые риски. Их пугает статистика, согласно которой из десяти зарегистрированных малых предприятий через полгода выживает только пять. И как прикажете кредитовать такого клиента? Поэтому банкирам проще и выгоднее работать с крупными предприятиями. Для сравнения: в Англии венчурные предприятия (по-нашему - начинающие малые предприятия) облагаются половинным налогом, а если частное лицо открывает свой бизнес, то вообще освобождается от налогов на три года.
При нынешнем состоянии экономики удвоения ВВП можно добиться лишь за счет увеличения сырьевой составляющей. Но только что в этом хорошего? И без того в 7-процентном росте ВВП за прошлый год три четверти - это сырьевой источник.
Ведущие страны мира сегодня развивают экономику знаний, превращающихся в товар. Кстати, наша страна до поры до времени была второй после США в мире по части генерирования знаний. К сожалению, у нас знания не превращались в товар. Они уходили за границу, возвращаясь к нам в виде готовой импортной продукции. Япония, например, не имела особых знаний, но умела превращать их в товар за счет использования чужих технологий. Превращать знания в товар сегодня в большей степени заинтересованы предприятия среднего бизнеса. Ведь цель их деятельности не только устоять на рынке, но и стать крупнее. Средний бизнес уже на деле доказал свою состоятельность, мобильность и способность к решению экономических задач любой сложности. Это актив российской экономики. Пусть пока маленький. Но маленькие, как известно, имеют свойство расти, становиться большими и сильными. Если, конечно, их не угнетать.