ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ N 1

О перестановках в российском правительстве в кулуарах судачили давно и не переставая, но, как всегда, они случились очень неожиданно - это уже можно считать стилем кадровой политики президента Путина, не допускающего преждевременных утечек информации.

Но если в повышении министра обороны Сергея Иванова до ранга первого вице-премьера большой неожиданности нет (Владимир Путин уравнял статус своих возможных преемников), то выдвижение в министры обороны главы Федеральной налоговой службы Анатолия Сердюкова - подлинная сенсация. Его армейская биография более чем скромна - полтора года срочной службы в рядах Вооруженных сил по окончании в 1984-м Ленинградского института советской торговли. После дембеля нынешний министр пошел отнюдь не по военной линии - он отправился другой тернистой дорогой: от заведующего секцией магазина N 3 "Ленмебельторга" до гендиректора ОАО "Санк-Петербургской промышленной компании". Затем ушел в фискалы - в зам. руководителя межрайонной инспекции МНС по работе с крупнейшими налогоплательщиками Санкт-Петербурга. А позднее - в заместители к своему тестю, нынешнему руководителю Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктору Зубкову, тогда возглавлявшему питерское управление МНС. Уйдя на повышение, тот оставил во главе учреждения родственника, позднее дослужившегося до начальника МНС. И, думается, не в последнюю очередь благодаря рекомендациям "шефа финансовой разведки", как часто называют Виктора Зубкова, много лет знакомого с Игорем Сечиным, зам. главы президентской администрации и другом Владимира Путина. Теперь вот место министра обороны. Руководителя армии, два десятилетия назад считавшейся одной из самых грозных и мощных в мире, а ныне переживающей не самые легкие времена. Но, видимо, действительно не боги горшки обжигают?
ЕСЛИ ВЕРНУТЬСЯ К ИСТОКАМ
Новый министр обороны России Анатолий Сердюков родом из кубанской станицы Холмской Абинского района. Это старинная довольно зажиточная казачья станица на реке Хабль, летом утопает в черешневых садах, а зимой здесь редко увидишь снег. В этой станице хорошо помнят Сердюкова. В основном это одноклассники Владимир Протас, Алексей Рябович, Любовь Скидина, Леонид Герасименко, Людмила Зубова и многие другие. Я связалась с ними и попросила вспомнить школьные годы, проведенные с Анатолием Эдуардовичем. Они рассказали, что учились с ним до 5-го класса, а потом он уехал с родителями в Керчь. Одноклассники запомнили новоиспеченного министра обороны как веселого, разбитного парня. Учился он хорошо, но и не отказывался с ребятами в футбол погонять, на речку сбегать.
Семья его жила в небольшом домике по улице Таманской. Теперь здесь живут другие люди. После переезда семьи Сердюковых в Керчь одноклассники утратили связь с Анатолием. О том, что он добился таких успехов, никто и не знал. Теперь же станичники даже несколько шокированы от свалившейся новости и передают Анатолию Эдуардовичу огромный привет с его малой родины - станицы Холмской.
ОН ДЕВУШКАМ ПРЕДПОЧИТАЛ УЧЕБУ
Новый министр обороны широко известен в узких кругах петербургской вузовской общественности. Не мудрено: он окончил два наших вуза. Сначала, в 1984 году, Институт советской торговли (ныне - Торгово-экономический институт). Затем, спустя несколько лет, Государственный университет. Конечно, интересно узнать, как учился будущий министр, чем увлекался в студенческие годы. Не каждый же выпускник того же торгового достигает столь высокого служебного ранга!
К слову, в этом вузе в 70 - 80-е годы учился почти в полном составе ленинградский баскетбольный "Спартак", а также известные спортсмены из других видов спорта. Спортсменов таким образом спасали от армии. Здешняя военная кафедра, говорят, была в этом смысле очень удобной.
Нынешний ректор Торгово-экономического института В. А. Гуляев сказать что-либо об Анатолии Сердюкове, увы, категорически отказался. Был даже возмущен тем, что его побеспокоили "по такому пустяковому вопросу".
По счастью, преподаватели кафедры бухгалтерского учета учетно-экономического факультета института, где защищал свои курсовые и диплом Сердюков, оказались людьми более доброжелательными.
- Анатолий был хорошим студентом, - сказала мне одна из старейших преподавателей. - Очень любознательный, добросовестный. Всегда хотел знать больше о том или ином предмете, чем это предполагалось темой. И очень обязательный - это я запомнила! Подобное качество у студентов, к сожалению, редкость.
- А была ли у него девушка, участвовал ли он, например, в студенческой самодеятельности?
- О девушке ничего сказать не могу. Думаю, если бы была, мы бы об этом знали, помнили. Он как-то все больше учебой, наукой интересовался, чем оборотной стороной студенчества, насыщенной дискотеками и свиданиями.
В Торговом институте Анатолий Сердюков защитил кандидатскую диссертацию. А незадолго до своего переезда в Москву, будучи уже руководителем федеральной налоговой службы по Петербургу, возглавлял Государственную аттестационную комиссию. Как вспоминают сейчас в вузе, председателя комиссии Сердюкова отличали "требовательность и даже жесткость по отношению к выпускникам". Требовал от них знаний!
Примерно такую же характеристику дают ему сейчас и в СПбГУ, где в 2001 году он получил второе - юридическое - образование на специальном факультете подготовки кадров. Тема дипломной работы выпускника вечернего отделения кафедры теории и истории государства и права Сердюкова звучала так: "Функции и структура государства". Это же почти "президентская" тема! Похоже, Анатолий Эдуардович уже тогда знал о своем высоком предназначении. Защитил он, к слову, диплом успешно, но без отличия.
Добавили несколько штрихов к портрету нового министра и в федеральной налоговой службе по Санкт-Петербургу. Заместитель руководителя управления Любовь Федоровна Лыкова в ответ на мою просьбу поговорить о своем бывшем шефе испуганно зашептала в трубку: "А кто дал указание?" В пресс-службе мне доходчиво объяснили, чем данный испуг мог быть вызван. Будучи руководителем этой службы, Анатолий Сердюков подписал специальное распоряжение, согласно которому все обращения прессы сюда должны быть только письменными, на фирменных бланках и с печатями. И ответы на них журналисты получают тоже в письменном виде. Не сразу. И не всегда.
В общем, непростой он человек, министр обороны "с гражданским уклоном" и экономическим образованием. Видимо, простых там просто не бывает.