НАШ ТЕЗКА - МОРСКОЙ ПАХАРЬ

"Труд" в Одесском порту уважают. Как пришел этот буксир сюда в 1970 году, только-только сойдя со стапелей Ленинградского судостроительного завода, так с тех пор неутомимо бегает по акватории порта. Тащит океанские суда к причалу, отводит на рейд. Зрелище незабываемое: огромный корабль, а сбоку маленький буксирчик - всего-то 30 метров длиной - суетится.Но все точно и четко: там подтолкнул, там подправил и подвел громадину к причалу тик в тик. И так - вот уже 31-й год.

Назван буксир в честь газеты "Труд". Даже буквы на борту выписаны тем же шрифтом. Нашему тезке на 50 лет меньше, ну и слава Богу - пусть побегает еще (обычный век буксира-20 лет). Впрочем, у "Труда", как сказал его капитан Валерий Меленчук, сейчас началась вторая жизнь, причем заграничная.
- Мы за несколько лет почти полностью обновили свой "Труд", - говорит он. - Современная аппаратура, радиостанция, аварийно-спасательные буи - все соответствует международным нормам. Ходим в Усть-Дунайск, на Ильичевск, были даже в Болгарии - в Бургасе. Теперь вот, может, в Турцию пошлют.
Того и гляди, станет портовый буксир морским скитальцем, потянет баржи в такую далекую для него Турцию. Между прочим, здесь работать может не каждый - готовым нужно быть ко всему, к любым обстоятельствам, круглосуточно. Бывший капитан "Труда", Петр Грабина, теперь заместитель начальника портофлота, говорил мне, что служба тут совершенно особая. Нужно совмещать две-три морские профессии, быть на все руки мастером. А вообще, говорил он, "Труд" - настоящая кузница кадров. У нас вырастают, а потом отдаем на другие суда, нам не жалко.
У маленького морского пахаря "Труда" кадры ничуть не хуже, чем у тезки-газеты. Капитан Валерий Меленчук - моряк в третьем поколении. Владимир Околит - боцман (его как на большом флоте называют "драконом"), знает в своей профессии все и немножко больше. Сергей Пугачев-Тонконогов мало того, что наполовину однофамилец знаменитой певицы, так еще и прекрасный моторист. Впрочем, перечислять всех 14 членов экипажа - дело долгое: без восторженных эпитетов не обойтись.
Есть у "Труда" вечный друг-соперник: точно такой же буксир-близнец "Прогресс". Так вот, в портофлоте есть такая присказка: "Труд" работает с прогрессом, а "Прогресс" - с трудом... Шутка, конечно, но за тезку - приятно. А еще приятно то, что в нелегкое сегодняшнее время нет у портофлотовцев ни уныния, ни растерянности: все идет нормально. Как сказал на прощание капитан Валерий Меленчук:
- Передайте газете наши искренние поздравления с 80-летним юбилеем. Есть труд - все прекрасно, нет "Труда" - нет жизни!