Да, иностранцам рискованно вкладывать деньги в российскую экономику. Чтобы отбить охоту финансировать нас, достаточно посмотреть, что творится с некоторыми нашими предприятиями, как меняются у них собственники.
Вот один из примеров. В Кемеровской области есть предприятие - ОАО "Кузнецкие ферросплавы". Здесь производят ферросилиций - вещество, входящее в состав большинства марок сталей. На него обратила внимание "Группа МДМ", которая в последнее время занимается скупкой активов металлургических предприятий. Для того, чтобы взятие предприятия под контроль прошло гладко, обратились к помощи руководителя Вентспилсского порта гражданина Латвии Олега Степанова. Поясним, почему. Этот порт, владеющий 12 процентами "Кузнецких ферросплавов", был должен заводу около 13 миллионов долларов за поставленные тепловозы. А отдавать долг не хотелось. Об этом "Труд" уже не раз писал. И тогда, сговорившись с группой югославских акционеров и МДМ, Степанов сумел, нарушив ряд юридических норм, сместить прежнюю команду управленцев во главе с Жиляковым и Носыревым и поставить во главе предприятия своих менеджеров. В результате сейчас "Группа МДМ" владеет 50,3 процента голосующих акций, а 44 процента - у компании "Ньювент", которая является генеральным агентом "Кузнецких ферросплавов" и представляет интересы старого руководства предприятия.
После того как "Ферросплавы" перешли под контроль МДМ и Степанова, дела на предприятии пошли вкривь и вкось. Были аннулированы паспорта сделок, подделаны товарные накладные на уже отгруженные партии ферросилиция. Ценное сырье пошло к новым грузополучателям, которыми оказались близкие к новым владельцам завода структуры, а не прежние надежные партнеры "Кузнецких ферросплавов".
Последние, естественно, возмутились, но ситуация до сих пор с мертвой точки так и не сдвинулась. Правда, часть грузов, отправленных по новым паспортам сделок, арестована и ждет своей участи в Южной Корее. Партнер "Ферросплавов", шведская металлургическая компания "Сонако Трейдинг", возбудила в арбитражном суде Стокгольма дело о невозврате кредита в размере миллиона долларов. Однако материалы этих дел все еще изучаются адвокатами новых владельцев предприятия, и когда они будут готовы включиться в процесс, неизвестно. При этом российские структуры, в частности Государственный таможенный комитет, хранят молчание, как будто бы и не было никаких нарушений.
Недавно российский президент Владимир Путин встречался с президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейберга. Обсуждалось развитие контактов между двумя странами. Перспективы, безусловно, есть. И нельзя по одной негативной истории делать далеко идущие выводы. Однако, если государство не в состоянии защитить крупнейшее предприятие отрасли, дающее почти 75 процентов всего производимого в нашей стране ферросилиция, от произвола людей, подобных Степанову и "Группе МДМ", то сложно говорить о возможности привлекать в отечественную экономику солидные инвестиции.