Уважаемый Алексей Ильич!
Если бы статья "Разгадка трагического парадокса" ("Труд-7", 21.10.99) не была подписана вашим именем с указанием должности, ни за что не поверил бы, что ее писали вы, один из наиболее глубоко мыслящих православных ученых-богословов наших дней. До сих пор вы показывали пример творческого подхода к проблемам современного православия, политической и идеологической жизни общества - достаточно вспомнить вашу недавнюю нашумевшую статью в "Независимой газете", в которой была блестяще показана недопустимость канонизации Николая II. Уж не говорю о ваших лекциях в ДК "Меридиан" и выступлениях на разных значимых форумах. И вдруг...
При вашем знании предмета - как можно утверждать, будто человечество всю свою историю стремилось "создать рай на земле"? Люди, конечно, стремились к лучшему будущему, хотя чаще преследовали свои личные, по большей части меркантильные интересы. А задачу "превратить землю в рай" ставил перед человечеством выдающийся богослов и страдалец за веру (как он ее понимал) преподобный Максим Исповедник (VII век), но это были его богословско-философские построения, умные, изящные, однако не имевшие никаких основ в Евангелии.
Задача эта никем не была воспринята всерьез и, естественно, не была выполнена, однако и утверждать, будто человечество пришло к прямо противоположным результатам, неправомерно. Ведь в ряде областей достигнуты огромные успехи, люди научились творить такое, что заставляет вспомнить о чудесах Христа, например возвращать человека к жизни из состояния клинической смерти. Увеличение продолжительности жизни втрое по сравнению с той, что нам достоверно известна из документов прошлого (конечно, не по сравнению с "мафусаиловым веком", о чем повествует Библия), расширение возможностей познания Вселенной и т.п. - все это несомненные достижения и блага, которые не стоило бы сбрасывать со счетов и тем более охаивать.
Вот почему мне представляется спорной ваша исходная идея. Как вы пишете, христианство утверждает, будто причины катастрофы, к которой якобы катится современный мир, - в ложной идее, направляющей жизнь человека. А он будто бы живет этой ложной идеей, поскольку в основе его поступков лежат страсти. Но не кажется ли вам, что вы предлагаете взамен не менее ложную идею - будто нам надо освободиться от страстей? На мой взгляд, вы здесь повторяете ошибку почти всех церковников, причем, как и они, ссылаетесь в подтверждение своей мысли на Святых Отцов. Но ведь наша православная вера - не "святоотечество", а христианство. Для христианина же примером и в мышлении, и в жизни должны служить не Святые Отцы (которые, кстати сказать, часто противоречили друг другу), а Сам Христос, а Он был очень страстным Человеком, который радовался и плакал, гневался и проклинал. Вспомните, как Он, не найдя на смоковнице плодов, проклял ее, и она тут же засохла. А с какой страстью, с каким гневом обличал Он фарисеев, строго соблюдавших обряды, но забывших главное - правду, милость и веру. "Лицемеры", "Змии, порождения ехиднины!", "Род лукавый и прелюбодейный, развращенный" - разве так смог бы говорить бесстрастный человек?
Дело в том, что богословы концентрируют внимание лишь на низменных страстях в человеке - сребролюбии, сластолюбии, гордости и пр., справедливо обличая их. Но они забывают о высоких страстях, только и делающих человека человеком, - страсти к постижению истины, самоотречении ради блага всех людей, пример которого показал Сам Христос, предавший Себя на мученическую смерть за грехи рода людского. Да, плохо, когда люди отвращаются от Бога и живут только ради достижения корыстного успеха в здешней, земной жизни, не думая о жизни вечной. Но когда человек ставит своей задачей одолеть страсти или, уйдя в монастырь, воспитать из себя "земного ангела или небесного человека", отрекшись от мира и его страстей (для чего Евангелие не дает никаких оснований - ведь Христос не прятался от мира - он активно взаимодействовал с ним словом и делом), - то он, думая, что движется по пути к христианскому совершенству, на деле следует канонам буддизма и так же, как и безбожник, губит себя, ибо тот, кто не заслужил Царства Небесного своей деятельностью в земной жизни, не достигнет его и в жизни загробной.
...Нет, не получилось, я считаю, у вас, Алексей Ильич, "православного ответа на центральный вопрос современности", и не могло получиться на том пути, где вы его ищете. Ну, допустим, человек воспитал в себе величайшее смирение - и что же? На Земле, кроме него, живут еще шесть миллиардов человек, у большинства которых совсем другие ценности. Или вы полагаете, что все человечество вдруг в один день обратится к Богу и станет на путь одоления страстей? Зная вас, не могу и мысли допустить, что вы впадете в такую совершеннейшую утопию. Да и Сам Господь знал, что Его последователей будет мало, и потому Он называл их "малым стадом", более того, спрашивал, найдет ли Он вообще веру на земле в Свое второе пришествие. В обществе всегда будут последователи Христа (не просто "верующие", ибо "и бесы веруют, и трепещут"), но всегда же будут и неверующие, они даже будут в большинстве. То, что может стать основой жизни отдельных (и немногих) личностей, не может стать установкой развития "общества, народа, цивилизации в целом", - противоположное утверждение было бы проявлением совершенно неправильного понимания христианской аскетики.
Воспитанием смирения в себе можно кое-что сделать для спасения своей души, хотя его и для этого недостаточно, ибо критерии спасения вовсе не церковные, тут будет учитываться, накормил ли голодного, посетил ли заключенного... Главное же - чтобы люди любили друг друга вплоть до готовности отдать жизнь за друзей своих, именно по этому признаку будут определять, кто христианин, а кто только "верующий", и только таких любящих Господь назовет Своими друзьями. И не надо ругать современность, считать, будто наше время в духовном отношении чем-то хуже других эпох: раньше тоже было немало обличений "века сего", а ведь мир идет своим путем, причем развивается не без Промысла Божия, суть которого, может быть, пока нам не открыта.
Алексей Ильич! Вы лучше, чем кто-либо другой, понимаете, что сегодня настало время для коренного пересмотра многих положений православного богословия, очищения его от "преданий старцев", во многом подменивших Евангелие Христа. И кому же, как не вам, с вашей эрудицией и творческим подходом, инициировать и даже, возможно, возглавить это движение! Скольким русским людям, прежде всего будущим батюшкам, это открыло бы дорогу к свету, тогда как сейчас священнослужители и богословы часто только сбивают их с панталыку.
Хотелось бы надеяться, что вы сумеете, не боясь возможных проявлений недовольства со стороны Священноначалия, смело сказать о необходимости вновь поставить в центр церковной жизни Христа, а не "благочестивые" домыслы о Нем, и тем самым выполните свой долг ученого-богослова и православного христианина.
Остаюсь всегдашним вашим почитателем.