ХРИСТОС НЕ ПРЯТАЛСЯ ОТ МИРА

В "Труде-7" (21 октября 1999 г.) в порядке дискуссии была опубликована статья профессора Московской духовной академии Алексея Осипова "Разгадка трагического парадокса. Прогресс, отрицающий Христа, завершается одичанием". Автор, известный православный богослов, размышлял над вопросом, порожденным терзающими современный мир кризисами: "Почему человечество приближается не к триумфу полного благоденствия в этом мире, а с поразительным ускорением - к трагедии, окончательной и бесповоротной?.." Видя нынешние беды человечества в его "стремлении наилучшим образом устроиться в этой жизни, здесь, получить на земле максимум материальных и культурных благ", профессор Осипов призывает согласиться с тем, что такой путь развития цивилизации является гибельным, и встать на путь истинный, - что возможно, по его убеждению, только на основе православных духовных ценностей... Как мы и предполагали, статья вызвала многочисленные отклики читателей, в том числе писателей, научных работников, как верующих людей, так и атеистов. Разброс мнений - от безусловной поддержки позиции автора статьи до полного несогласия с ним. Предлагаем выступления участников этой необычной дискуссии, которую мы продолжим.

Уважаемый Алексей Ильич!
Если бы статья "Разгадка трагического парадокса" ("Труд-7", 21.10.99) не была подписана вашим именем с указанием должности, ни за что не поверил бы, что ее писали вы, один из наиболее глубоко мыслящих православных ученых-богословов наших дней. До сих пор вы показывали пример творческого подхода к проблемам современного православия, политической и идеологической жизни общества - достаточно вспомнить вашу недавнюю нашумевшую статью в "Независимой газете", в которой была блестяще показана недопустимость канонизации Николая II. Уж не говорю о ваших лекциях в ДК "Меридиан" и выступлениях на разных значимых форумах. И вдруг...
При вашем знании предмета - как можно утверждать, будто человечество всю свою историю стремилось "создать рай на земле"? Люди, конечно, стремились к лучшему будущему, хотя чаще преследовали свои личные, по большей части меркантильные интересы. А задачу "превратить землю в рай" ставил перед человечеством выдающийся богослов и страдалец за веру (как он ее понимал) преподобный Максим Исповедник (VII век), но это были его богословско-философские построения, умные, изящные, однако не имевшие никаких основ в Евангелии.
Задача эта никем не была воспринята всерьез и, естественно, не была выполнена, однако и утверждать, будто человечество пришло к прямо противоположным результатам, неправомерно. Ведь в ряде областей достигнуты огромные успехи, люди научились творить такое, что заставляет вспомнить о чудесах Христа, например возвращать человека к жизни из состояния клинической смерти. Увеличение продолжительности жизни втрое по сравнению с той, что нам достоверно известна из документов прошлого (конечно, не по сравнению с "мафусаиловым веком", о чем повествует Библия), расширение возможностей познания Вселенной и т.п. - все это несомненные достижения и блага, которые не стоило бы сбрасывать со счетов и тем более охаивать.
Вот почему мне представляется спорной ваша исходная идея. Как вы пишете, христианство утверждает, будто причины катастрофы, к которой якобы катится современный мир, - в ложной идее, направляющей жизнь человека. А он будто бы живет этой ложной идеей, поскольку в основе его поступков лежат страсти. Но не кажется ли вам, что вы предлагаете взамен не менее ложную идею - будто нам надо освободиться от страстей? На мой взгляд, вы здесь повторяете ошибку почти всех церковников, причем, как и они, ссылаетесь в подтверждение своей мысли на Святых Отцов. Но ведь наша православная вера - не "святоотечество", а христианство. Для христианина же примером и в мышлении, и в жизни должны служить не Святые Отцы (которые, кстати сказать, часто противоречили друг другу), а Сам Христос, а Он был очень страстным Человеком, который радовался и плакал, гневался и проклинал. Вспомните, как Он, не найдя на смоковнице плодов, проклял ее, и она тут же засохла. А с какой страстью, с каким гневом обличал Он фарисеев, строго соблюдавших обряды, но забывших главное - правду, милость и веру. "Лицемеры", "Змии, порождения ехиднины!", "Род лукавый и прелюбодейный, развращенный" - разве так смог бы говорить бесстрастный человек?
Дело в том, что богословы концентрируют внимание лишь на низменных страстях в человеке - сребролюбии, сластолюбии, гордости и пр., справедливо обличая их. Но они забывают о высоких страстях, только и делающих человека человеком, - страсти к постижению истины, самоотречении ради блага всех людей, пример которого показал Сам Христос, предавший Себя на мученическую смерть за грехи рода людского. Да, плохо, когда люди отвращаются от Бога и живут только ради достижения корыстного успеха в здешней, земной жизни, не думая о жизни вечной. Но когда человек ставит своей задачей одолеть страсти или, уйдя в монастырь, воспитать из себя "земного ангела или небесного человека", отрекшись от мира и его страстей (для чего Евангелие не дает никаких оснований - ведь Христос не прятался от мира - он активно взаимодействовал с ним словом и делом), - то он, думая, что движется по пути к христианскому совершенству, на деле следует канонам буддизма и так же, как и безбожник, губит себя, ибо тот, кто не заслужил Царства Небесного своей деятельностью в земной жизни, не достигнет его и в жизни загробной.
...Нет, не получилось, я считаю, у вас, Алексей Ильич, "православного ответа на центральный вопрос современности", и не могло получиться на том пути, где вы его ищете. Ну, допустим, человек воспитал в себе величайшее смирение - и что же? На Земле, кроме него, живут еще шесть миллиардов человек, у большинства которых совсем другие ценности. Или вы полагаете, что все человечество вдруг в один день обратится к Богу и станет на путь одоления страстей? Зная вас, не могу и мысли допустить, что вы впадете в такую совершеннейшую утопию. Да и Сам Господь знал, что Его последователей будет мало, и потому Он называл их "малым стадом", более того, спрашивал, найдет ли Он вообще веру на земле в Свое второе пришествие. В обществе всегда будут последователи Христа (не просто "верующие", ибо "и бесы веруют, и трепещут"), но всегда же будут и неверующие, они даже будут в большинстве. То, что может стать основой жизни отдельных (и немногих) личностей, не может стать установкой развития "общества, народа, цивилизации в целом", - противоположное утверждение было бы проявлением совершенно неправильного понимания христианской аскетики.
Воспитанием смирения в себе можно кое-что сделать для спасения своей души, хотя его и для этого недостаточно, ибо критерии спасения вовсе не церковные, тут будет учитываться, накормил ли голодного, посетил ли заключенного... Главное же - чтобы люди любили друг друга вплоть до готовности отдать жизнь за друзей своих, именно по этому признаку будут определять, кто христианин, а кто только "верующий", и только таких любящих Господь назовет Своими друзьями. И не надо ругать современность, считать, будто наше время в духовном отношении чем-то хуже других эпох: раньше тоже было немало обличений "века сего", а ведь мир идет своим путем, причем развивается не без Промысла Божия, суть которого, может быть, пока нам не открыта.
Алексей Ильич! Вы лучше, чем кто-либо другой, понимаете, что сегодня настало время для коренного пересмотра многих положений православного богословия, очищения его от "преданий старцев", во многом подменивших Евангелие Христа. И кому же, как не вам, с вашей эрудицией и творческим подходом, инициировать и даже, возможно, возглавить это движение! Скольким русским людям, прежде всего будущим батюшкам, это открыло бы дорогу к свету, тогда как сейчас священнослужители и богословы часто только сбивают их с панталыку.
Хотелось бы надеяться, что вы сумеете, не боясь возможных проявлений недовольства со стороны Священноначалия, смело сказать о необходимости вновь поставить в центр церковной жизни Христа, а не "благочестивые" домыслы о Нем, и тем самым выполните свой долг ученого-богослова и православного христианина.
Остаюсь всегдашним вашим почитателем.