Mediascope назвала ТОП-10 ТВ-каналов
На днях компания Mediascope, являющаяся официальным измерителем телевизионной аудитории, опубликовала итоги ушедшего года, в том числе назвала топ-10 каналов, привлекших и удерживавших внимание наибольшего числа зрителей. И тут же СМИ наполнились победными реляциями вещателей: «Мы лучшие!», «Мы поднялись на два пункта рейтинга!» Но в восторге были не все. Кое-кто обиделся и отказался признавать результаты исследования. И только обычным гражданам до этих страстей не было никакого дела.
Ожесточенное соперничество между телеканалами появилось у нас в лихие 90-е, когда их, каналов, становилось все больше и каждый должен был бороться за свою благополучную жизнь, урывая что-то на стремительно формирующемся рынке рекламы. Было понятно: чем успешнее проект, тем на более жирный кусок может претендовать показавшая его компания или непосредственно производитель. А поскольку еще никто понятия не имел, как успех измерять, нарисовались сразу несколько служб, разными способами пытающихся установить истину. При Советском-то Союзе было просто. Люди имели обыкновение писать письма в «Останкино», по их количеству и содержанию и определяли, «выстрелила» ли новая передача. Теперь же стали обзванивать домохозяйства, опрашивать прохожих на улицах, рассылать анкеты. Этим занимались и социологические компании, и непосредственно сами каналы. Понятно, что цифры у всех получались разными.
В те же годы выяснилось, что телевизионщики страшно ревнивы. Они с трудом переносят удачи конкурентов. Неслучайно же несколько раз приходилось реформировать профессиональную премию ТЭФИ, каждое вручение которой сопровождалось взаимными насмешками и упреками в предвзятости в адрес членов Академии Российского телевидения, определявших победителей. Впрочем, ситуация с эмоциями вокруг вручения бронзового «Орфея» коренным образом не поменялась до сих пор.
А вот с измерением аудитории и, следовательно, определением стоимости рекламы в рамках определенной программы вроде достигли консенсуса. После долгих мытарств и споров как раз и создали компанию Mediascope, результатам исследований которой начальники каналов договорились верить.
Что же нам показал минувший високосный год по сравнению с предыдущим, 2023-м? На первых двух местах топ-10 остались «Россия 1» (доля аудитории — 14%) и НТВ (9,5%). Третью ступеньку пьедестала занял Пятый канал, умудрившийся нарастить долю до 7,7%. Первый канал оказался на четвертой строке (7,3%), а РЕН ТВ сохранил пятую, увеличив долю до 6,9%. Далее расположились каналы развлекательного вещания. Там с большим отрывом от конкурентов лидируют «Домашний» и СТС. «ТВ-Центр», ТНТ и «Звезда» замыкают десятку, причем последняя поднялась с 12-го места.
Повторим: эти данные, столь волнующие профессионалов, безразличны рядовому зрителю. Телевещатель — не любимая футбольная команда, за все игры которой болеешь. Нам интересны конкретные проекты и их ведущие. Хочется же понять, разделяют твои пристрастия сограждане или ты одинок. ТЭФИ-то в этом смысле для публики поинтереснее будет.
Что же касается конкретного контента: Среди кинофильмов и сериалов лидерство также осталось за «Россией», показавшей в ушедшем году восемь из десяти самых популярных проектов, в том числе «Чебурашку», «Конька-Горбунка», «По щучьему велению» и неувядаемую ленту «Иван Васильевич меняет профессию».
Как говорится, всем спасибо, все свободны? Однако «Первый», привыкший во всем соответствовать своему названию, заявил, что таким результатам не доверяет. Так, представитель канала заявил: «Мы не считаем данные Mediascope репрезентативными и никогда не доверяли им — вне зависимости от места, которое занимали по их «результатам». Долгое время эта система показывала Первому каналу исключительно лидерство, что не мешало нам методично доказывать кривизну и недостоверность панели, вредную и опасную для всей индустрии».
Такой скепсис понять можно. Не только в головах сотрудников «Первого», но и зрителей, многие из которых родом из СССР, этот канал остается главным. Доказательства? Пожалуйста. По традиции самой рейтинговой передачей на российском ТВ является «Новогоднее обращение президента». Так вот, доля московской а-удитории, внимавшей словам Путина на первой кнопке, составила 38,3%, тогда как на «России 1» Владимира Владимировича слушали 20,6 %. По стране же в целом — 30,8 и 26,5% соответственно. Кстати, эта разница между предпочтениями столичных жителей и з-амкадышей вообще любопытна. Так, в Первопрестольной на втором месте рейтинга оказалась «Новогодняя ночь на Первом. 30 лет вместе», а на третьем — «Голубой огонек на Шаболовке». В большой же стране «Огонек» оставил «Ночь» по-зади.
Перечислим выборочно других лидеров праздничного эфира. «Ирония судьбы...» (в Москве — 7-е место рейтинга, по России в целом — 17-е!), «По щучьему велению» (9-е и 7-е места соответственно), «Чебурашка. Выходной» (10-е и 8-е ), «Холоп 2» (14-е и 10-е), «Песни от всей души» (15-е и 5-е), «Небриллиантовая рука» (17-е и 15-е). Улавливаете разницу? Может, найдется когда-нибудь социолог, который, изучив телевизионные предпочтения москвичей и провинциалов, придет к выводу, что по менталитету это совсем разные гомо сапиенс.