С 8 января 2023 года сняты ограничения на въезд в страну, введённые в разгар пандемии коронавируса.
Несмотря на то, что пандемия COVID-19 постепенно покидает информационное поле, не стоит приуменьшать значение и актуальность темы борьбы вирусом. От серьёзности подхода к этому вопросу зависит здоровье каждого жителя планеты.
В данный момент, конечно же, не корректно сравнивать пандемию COVID-19 со вспышкой Чёрной оспы в 14 веке или Испанским гриппом - «Испанкой» начала 20 века. Но, как и тогда, сейчас у человечества больше вопросов, чем ответов о модели распространения и возникновения вируса. Но, что точно, отличает эту вспышку от всех предыдущих, так это то, что на сей раз, геополитика стала неотъемлемой частью возникшей болезни. Как следствие, миропорядок оказался на пороге масштабных сдвигов. Например, ещё вчера претендовавшие на роль сверхдержавы США, уже сегодня столкнулись с рядом тяжелейших вызовов. Попытка преодолеть столь тяжёлые последствия пандемии, может сильно подорвать стабильность не только внутри государства, но и на внешнем контуре.
Одним из очевидных последствий коронавирусной пандемии стало снижение темпов развития ведущих экономик мира, сокращение масштаба и объёма международной торговли. В 2020-м, первом году после вспышки пандемии, рост китайской экономики снизился с 6% до 2,3%. А в пространстве ЕАЭС ВВП России сократился на 2,7%. ВВП Казахстана, первой экономики в Центральной Азии, снизился на 2,6%. К экономическому падению привели конкретные видимые факторы, в том числе закрытие государственных границ, разрыв производственных и логистических цепочек. Но в этом контексте необходимо принять во внимание и психологический фактор.
Строительство железнодорожной инфраструктуры в центрально-китайском городе Сянъян. 14 декабря 2022 года. Фото ИА Синьхуа
Еще до вспышки пандемии санкционная и информационная войны глобального масштаба практически подвели державы к пику обоюдной конфронтации. Китайско-американские и российско-американские отношения переживают огромные перемены. Несогласованность между РФ и США по проблеме глобальной безопасности и стратегического баланса, введение США санкций против китайских конкурентоспособных компаний и зеркальные ответы с китайской стороны, завели мир в уникальную неопределенность будущего развития.
Не говоря уже о том, что США не знают меры в использовании режима политических и экономических санкций. Используя эти инструменты как геополитический и геоэкономический аргумент, они заводят отношения держав в тупик.
Иными словами, нынешний мир окутан туманом неопределённости. В первую очередь это вызвано тем, что одна из самых могучих стран и крупных экономик мира - США, стремится к сохранению своей «гегемонии» и «исключительности». Вашингтон категорически отказывается принять многополярную модель развития мира, цепляясь за изжившую себя однополярную систему.
В настоящее время всё внимание силового блока США, направленно на украинский кейс. Но и от излюбленной американцами политизации коронавирусной пандемии, в Белом доме отказываться вовсе не намерены.
Логика исключительности в США с лёгкость побеждает здравый смысл. Гуманность и нацеленность на общую победу над болезнью ушла на второй план в момент, когда в Штатах осознали масштаб проблемы. Для оправдания собственных ошибок в борьбе с пандемией, США обрушились с критикой на Китай, обвиняя его в умышленном ограничении поставок масок. И хотя этот выпад так и не нашёл ни единого подтверждения, американцы не потрудились признать ошибки и принести извинения.
Потребительское отношение американцев ко всему миру зиждиться на принципе кто больше платит, тот и первый. Однако в период пандемии этот алгоритм дал сбой. За доллары не удалось купить ни здоровья, ни даже масок. Уверенность в том, что Китай как огромная мастерская будет обязан обеспечивать США медицинскими средствами улетучилась после того, как в КНР логично решили сохранить здоровье своего населения, направив ресурсы внутрь страны. При этом доля внешнего экспорта по медицинской номенклатуре не отличалась от допандемийных показателей. Председатель КНР Си Цзиньпин многократно отмечал, что народ его страны превыше всего. Обеспечение коллективного здоровья населения безусловно отвечает коренным интересам Китая. И даже в столь острый момент для всего мира, согласно данным китайской таможни в 2020 году с марта по декабрь, Китай экспортировал 224,2 млрд штук медицинских масок. Т.е. на каждого жителя планеты за пределами Китая пришлось порядка 35 масок, произведённых в КНР.
Цеха производства медицинских масок, город Аньшань, северо-восточный Китай. 16 апреля 2020 года. Фото ИА Синьхуа
Таким образом, в полной мере была продемонстрирована логика Китая, основанная на идее «сообщества единой судьбы». А концепция «исключительности» США не смогла даже обеспечить собственные потребности.
Последнее время, мировые СМИ много говорили о беспрецедентно строгих противоэпидемических мерах и локдауне в Китае. Западные эксперты утверждали, что Китай таким образом впал в самоизоляцию и сбился с пути открытости и реформ. Однако, стоит сказать, что Китай никогда не закрывал двери. Напомним, что 4 ноября 2022 года на открытии V китайской международной выставки ЭКСПО Си Цзиньпин отметил, что Китай будет делиться со всеми странами и партнёрами широкими возможностями своего огромного рынка. КНР готова ускорять формирование мощного внутреннего рынка и расширять импорт высококачественной продукции, предлагая открытую всему миру сеть свободной торговли.
В Шанхае проходит 5-я импортная выставка ЭКСПО. Фото ИА Синьхуа
И главное, 16 октября 2022 года китайский лидер, выступая с докладом на XX съезде Компартии Китая, отметил: «Китай будет отстаивать государственную политику, основанную на открытости всему миру. Готовность страны непреклонно осуществлять стратегию открытости, ориентированную на взаимную выгоду и всеобщий выигрыш предоставит миру новые возможности развития мировой экономики открытого типа. Это в свою очередь принесет еще большее благо народам всех стран». В подтверждение этого приводятся весьма красноречивые показатели. Так согласно статданным Китайской железнодорожной корпорации, в 2020 году между Китаем и Европой курсировало 12,406 поездов с общим объёмом грузов в 1,14 млн. контейнеров, а в 2021 году – 15,000 составов с 1,46 млн. контейнерами.
Поезд, доставивший 1300 т. пшеничной муки из Казахстана прибывает в китайский город Сиань. 13 января 2023 года. Фото ИА Синьхуа
10 января 2023 года представитель МИД Китая Ван Вэньбинь отметил, что среднегодовые темпы экономического роста Китая за последние три года составили около 4,5%, что выше среднего мирового показателя, что вносит важный вклад в глобальный экономический рост. Дипломат подчеркнул, что именно благодаря своему «динамичному подходу нулевой терпимости» к COVID-19 Китай смог избежать хаоса от последствий более смертоносного варианта «дельта» и других штаммов, снизив показатели тяжёлых случаев и смертности, защитив жизнь и здоровье граждан.
Экспорт автомобилей китайского производства, порт Ляньюньган. 30 декабря 2022 года. Фото ИА Синьхуа
В то время как США, тоже весьма усердно боролись и даже установили рекорд. Со слов официального представителя МИД КНР, американцам все-таки удалось подтвердить столь желанный статус «сверхдержавы». А именно за один год с 2020 по 2021 число введённых Штатами санкций увеличилось на 933%. Ограничительные меры были задействованы против 40 стран мира. И это только в период президентства Д. Трампа. Нынешняя логика Белого дома, также не оставляет сомнений в очередных рекордах.
В противовес западной деловой «культуре», выступает сотрудничество Китая и России. Посол Китая в России Чжан Ханьхуэй на приёме 12 января 2023 года, посвященном традиционному китайскому празднику Весны, который в этом году приходится на 22 января, сообщил, что в период с января по ноябрь 2022 года оборот китайско-российской торговли установил новый рекорд, а именно 172,4 млрд. долларов США. Рост составил 32%. Более того, был открыт автомобильный мост, соединяющий российский Благовещенск и китайский Хэйхэ, было открыто движение по железнодорожному мосту «Нижнеленинское – Тунцзян». По утверждению посла КНР, в 2023-м Китай и Россия «продолжат сложившиеся традиции и откроют новые пути в будущее».
Китайский посол Чжан Ханьхуэй дает интервью российским СМИ. 12 января 2023 года. Фото автора
Уже весной этого года на фоне реализации масштабных планов, мы ожидаем визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию! Эта встреча на самом высоком уровне подтвердит приверженность наших стран к взаимному процветанию на благо наших народов!