Оскаровская гонка вышла на финишную прямую. Жаль, финал обойдется без нашего участия
Мимо «Оскара» пролетели все три российские картины, попавшие ранее в шорт-лист престижной премии. В пятерку номинантов они, увы, не прошли. К этому факту можно относиться по-разному: негодовать, посыпать голову пеплом... Я же предпочитаю отнестись к произошедшему с философским спокойствием.
Искать в таких случаях высшую объективность — занятие изначально наивное. Это всегда игра случая, везения, политических и иных игр. Ни одного «Оскара» за свои гениальные фильмы не получил, например, Чаплин. Он был удостоен премии только за общий вклад в кино. Не было «Оскара» у великого Андрея Тарковского. Зато среди оскаровских лауреатов полно режиссеров, имена которых сегодня никто не вспомнит...
Лично мне жаль, что в пятерку номинантов не попал анимационный фильм замечательного Константина Бронзита «Он не может жить без космоса» — тонкая, мудрая философская притча о земном притяжении, тепле родного дома и манящей звездной бездне над головой. Бронзит уже дважды выдвигался от России на «Оскар»: за мультфильм «Уборная история — любовная история» (2009) и за ленту «Мы не можем жить без космоса» (2016). К сожалению, и третья попытка не увенчалась успехом, что сам режиссер вполне предвидел, сочтя свою ленту «слишком сложной» для премии, где ценятся сюжеты попроще.
На мой вкус, не имела шансов добраться до оскаровских вершин неигровая «Акварель» Виктора Косаковского — виртуозно снятая фреска о воде, ее разнообразных формах, неизбывной красоте и эпической мощи. Мы видим закованный льдом Байкал, штормящие просторы мировых океанов, сокрушительные тропические ливни, величественные водопады. Очень красиво, но по сути это зрелищный видовой фильм, которому место на просветительских телеканалах, рассказывающих о дикой природе, а не в фестивальных списках.
Что касается «Дылды» молодого режиссера Кантемира Балагова, то я не сторонник нашумевшей картины, получившей ранее приз за режиссуру в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Усматриваю в ней все признаки расчетливого следования одаренного режиссера требованиям международной фестивальной конъюнктуры. В ткань фильма о жизни послевоенного Ленинграда Балагов не только искусно, но и искусственно внедрил модные нынче темы эвтаназии, однополой любви, суррогатного материнства. По мне, это надуманное, выморочное кино, выращенное в лабораторной пробирке. Похоже, почувствовали это и американские киноакадемики.
В итоге в самую интересную для нас номинацию — «Лучший иностранный художественный фильм» — вошли южнокорейская лента «Паразиты», а также «Отверженные» от Франции, «Страна меда» от Северной Македонии, «Тело Христово» от Польши, «Боль и слава» от Испании. Думаю, в этой категории можно смело предрекать победу «Паразитам». Это первый южнокорейский фильм, удостоившийся в Каннах не только 15-минутной овации искушенного зрительного зала, но и «Золотой пальмовой ветви». К тому же кинематографу Южной Кореи в прошлом году исполнилось 100 лет. Да и сам фильм отменный, остроумно осмысляющий такую важную проблему, как кричащее социальное расслоение современного общества, чреватое кровавой развязкой, — она и показана в финале.
Что касается собственно американского и — шире — англоязычного кино, то здесь сформировалась четверка явных фаворитов. Это, во-первых, провокативный «Джокер» Тодда Филлипса, получивший 11 оскаровских номинаций, включая главные («Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший сценарий», «Лучший актер»). Британская военная драма «1917» Сэма Мендеса, ностальгическая комедия Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде» и гангстерский боевик «Ирландец» Мартина Скорсезе отстали лишь на шаг, набрав по 10 номинаций. Между этими яркими картинами и поделят награды. Куда меньше шансов побороться за оскаровское золото у «Маленьких женщин» Греты Гервиг, «Брачной истории» Ноа Баумбаха, «Кролика Джоджо» Тайки Вайтити, имеющих по шесть номинаций.
Скорсезе, кстати, выдвинут на «Оскар» в девятый раз, по этому показателю он лидер среди ныне здравствующих американских режиссеров. Мастеру уже 77, в картине заняты такие корифеи, как Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Харви Кейтель, Джо Пеши, возраст которых колеблется в районе 80 лет. Американские «старики-разбойники» держат отменную творческую форму, что подтвердила мировая кинокритика. На сайте агрегатора рецензий Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 96% со средней оценкой 8,81 балла из 10. Все это в совокупности может склонить чашу весов в пользу «Ирландца».
На стороне Сэма Мендеса — антивоенный пафос его фильма и недавняя победа на «Золотом глобусе», где «1917» завоевал призы за лучший фильм и лучшую режиссуру. На стороне «Джокера» — «Золотой лев» в Венеции и фантастический кассовый успех картины во всем мире. Для того чтобы сыграть свою звездную на сегодняшний день роль, актер Хоакин Феникс похудел на 24 кг, а такие акты самопожертвования на «Оскаре» ценятся. На стороне великого и ужасного Тарантино — всенародная любовь, изящество рассказанной истории о достославных временах Голливуда, наконец, премия за лучший сценарий и лучший комедийный фильм на уже упомянутом «Золотом глобусе».
P.S. Словом, минувший год выдался урожайным, и американским киноакадемикам будет из чего выбирать. Жаль, нам в этой ситуации болеть не за кого. Значит, будем болеть за хорошее кино. Благо большинство фильмов-фаворитов россияне имели возможность увидеть. Единственная «темная лошадка» в оскаровском списке — «1917». Но и он выходит на российские экраны 30 января.