Политологи уверяют, что российская власть достигла больших успехов в социальной политике
Политологи уверяют, что российская власть достигла больших успехов в социальной политике — несмотря на продолжающееся шестой год усугубление бедности большинства населения при взрывном обогащении элиты, сопровождаемое кризисом системы первичного здравоохранения и профессионального образования и прочими проблемами в российском социуме. При этом во ВЦИОМе демонстрируют высочайший уровень народного счастья — 86%, самый высокий показатель за четверть века. Что за парадокс?
Наиболее показателен феномен пенсионной реформы, к которой, по данным исследования АКСИО-8 с участием почти 86 тысяч человек, резко отрицательно относятся 83% сограждан. А протестов фактически нет. Хотя 15 лет назад при таком же неприятии «монетизации льгот» на митинги по всей стране выходили яблочники и коммунисты, социал-демократы и репрессированные, ветераны и правозащитники, анархисты и чернобыльцы.
Сегодня — тишина. Хотя, по оценкам Минтруда, уже на второй год реформы — в нынешнем 2020-м должно в 1,6 раза вырасти число официально зарегистрированных безработных предпенсионного возраста. Такой прогноз содержался в пояснительной записке к подготовленному министерством проекту постановления правительства о размере пособий по безработице. В документе, размещенном на портале нормативно-правовых актов, сообщалось, что в первом полугодии 2019-го безработных предпенсионеров зарегистрировано 92 тысячи, а через год их станет 150 тысяч. И очень быстро эти данные были... удалены.
Замалчивается и невыполнение самого громкого обещания правительства о ежегодном росте пенсий на 1000 рублей в месяц (за год — 12 тысяч). Но в законе и говорилось иначе — о ежегодном, в течение шести лет индексировании пенсий: на 7,05% — в 2019-м, на 6,6% — в 2020-м, на 6,3% — в 2021-м и т. д. А потому для стариков, получавших перед началом реформы страховую пенсию более 14,5 тысячи, прибавка уже в минувшем, 2019 году действительно оказалась «тысячной». Но такие пенсии в стране выплачиваются лишь 30% пенсионеров — остальным меньше. И потому прибавка у большинства оказалась куцей: при пенсии в 12,5 тысячи — 881 рубль, при пенсии в 10 тысяч — 705 рублей. Хотя власть могла и должна была сделать подарок самым малообеспеченным — добавить всем хотя бы по обещанной тысяче. Денег на это достаточно и в бюджете, и в Фонде национального благосостояния, который создавался именно в целях решения пенсионных проблем.
Кстати, в минувшем октябре, когда в Госдуме отчитывался глава Пенсионного фонда Антон Дроздов, ему задали вопрос: почему он не восстанавливает индексацию пенсий работающим пенсионерам? Чиновник ответил: «На это в 2020 году потребуется 368 млрд, а таких денег у нас сейчас нет». Но профицит российского бюджета — 2019 превысил 3 трлн — почти в 10 раз больше.
Зато появилась информация, что в прошлом году Минфин бестрепетно выделил Росгвардии денег на закупку бронированной техники для предотвращения митингов и уличных беспорядков — броневиков «Тигр», «Патруль», «Есаул». Видимо, правительство ожидало протестов против наступления на пенсионные права. И готовилось: согласно данным сайта госзакупок, за прошлый год Росгвардия потратила на технику и спецсредства почти 800 млн. В том числе на дистанционные электрошокеры-дубинки — почти 24 млн рублей, на наручники «Нежность» (оцените юмор!) — 2 млн, на перцовые газовые баллончики — еще 10 млн...
Пенсионные проблемы есть у каждой страны. В Чехии, например, из-за демографических проблем с прошлого года тоже повысили возраст выхода на пенсию — до 65 лет, и каждые пять лет он будет пересматриваться с учетом данных о демографической ситуации и продолжительности жизни. Но средняя пенсия там сейчас 510 евро — в два с лишним раза выше российской. Премьер Андрей Бабиш обещает, что рост пенсий будет вне зависимости от экономической ситуации и к 2021 году в среднем превысит 590 евро. Кроме того, чешские пенсионеры могут рассчитывать на бесплатную медицинскую страховку с оплатой лечения и ежегодный отдых в профилактическом санатории.
А разве эта страна богаче нашей?