Оставь машину, всяк сюда входящий!

В Ярославле власти выдали автомобилистам «снежные билеты», предложив бесплатно воспользоваться общественным транспортом во время непогоды

На европейскую часть России вместе с потеплением обрушились снегопады, осложнившие дорожное движение. А вот в Ярославле придумали, как помочь коммунальщикам и разгрузить городские дороги. Местные власти предложили автомобилистам бесплатно воспользоваться общественным транспортом во время непогоды.

Мэрия Ярославля может занести историю со «снежными билетами» в свой актив. Метеорологи заранее предсказали, что пик интенсивности осадков придется на среду, 13 января, в связи с чем городские власти в понедельник распорядились вывести в этот день на маршруты дополнительные автобусы и троллейбусы. А тем автомобилистам, кто оставит ключи от машины дома, пообещали бесплатный проезд при предъявлении свидетельства о регистрации транспортного средства.

Заместитель мэра Ярославля Игорь Блохин признался, что опыт «снежных билетов» позаимствовали у коллег из столицы Латвии, где подобная практика в порядке вещей. Да и на российских просторах власти не раз призывали водителей в ненастье отказаться от личного транспорта, вот только никак не хотели подсластить горькую пилюлю пряником.

Зато теперь ярославский почин докатился до обеих столиц. В Москве департамент транспорта запустил на своем портале опрос, готовы ли водители отказаться от автомобиля, если в снегопад проезд в общественном транспорте будет бесплатным. Голосование продолжается, итоги обещают подвести после 18 января, так что у желающих еще есть время высказаться.

Аналогичные опросы в среде автомобилистов провели в Санкт-Петербурге. Против ожидания, там 69% респондентов заявили, что даже в самый сильный снегопад отправятся по своим делам на машине. Общее мнение выразил руководитель региональной общественной организации автомобилистов Святослав Данилов: прежде надо позаботиться, чтобы общественный транспорт ходил там, где это нужно пассажирам. Пока же в городе на Неве полно «белых пятен», где муниципальный транспорт не останавливается вовсе, а маршрутная сеть выстроена так, что добраться из одной точки города в другую порой можно только с многочисленными пересадками.

Честно говоря, у меня самого вызывает сомнение идея передвигаться в снежный буран на общественном транспорте. Разве он каким-то чудесным образом перелетит через сугробы и заносы? Налипающий на провода снег обрывает контактную сеть троллейбусов и трамваев, а автобусы буксуют у подножия эстакад и крутых подъемов. Да и справится ли и без того переполненный общественный транспорт с дополнительной нагрузкой в часы пик?

Кстати, в Ярославле местные транспортники поначалу оказались не готовы к акции чиновников из мэрии и заявили, что без соответствующих компенсаций от городских властей никого бесплатно перевозить не собираются. Но спустя день это сообщение было удалено с ярославского новостного портала. Может, чиновники и транспортники успели договориться? Хотя в таких экстренных случаях лучше бы сделать это заранее...

Что касается Риги, то я не понаслышке знаком с жизнью латвийской столицы и могу свидетельствовать, что другой такой недружелюбный к автомобилистам город на карте мира трудно сыскать. Хронический дефицит бюджета понуждает местные власти вводить драконовские сборы за парковку. Платной давно является не только стоянка в историческом центре и прилегающих районах, но и в кварталах на очень почтенном удалении от Домского собора и прочих достопримечательностей. А как вам, например, счет за парковку в Старом городе на 13 евро за два часа? В Москве даже за стоянку в сотне метров от Красной площади на Ильинке возьмут в пять раз дешевле. Ситуация дошла до абсурда: в самом центре Риги зияют проплешины компактных пустырей, обнесенных заборами и забитых машинами. Собственники земельных участков, отведенных под застройку, устраивают на их месте частные платные стоянки. Неужто и такой опыт до нас дойдет?