Какие суеверия бытуют в популярных видах спорта
Знаменитые спортсмены подвержены суевериям больше, чем простые смертные, и их можно понять. Многим в своей карьере они обязаны удаче, что вызывает естественное желание поймать за хвост птицу счастья. Выполнение нехитрых ритуалов придает уверенности в себе, а также помогает найти оправдание неудачам. Что же до разнообразия символических действий, то изобретательности спортсменам не занимать.
Малы бутсы, да дороги
Наиболее частые суеверия в спорте номер один связаны с экипировкой. Особенно это касается обуви. Если в определенной паре бутс удается забивать голы, футболист расстанется с ней не раньше, чем она придет в полную негодность. Согласно исследованиям дерматологов, количество игроков, зараженных из-за этого грибковой инфекцией, превышает 30%.
Любимые бутсы тщательно готовятся к игре. Советские мастера Лев Яшин и Эдуард Стрельцов перед матчем лично начищали, укрепляли шипы и зашнуровывали свою обувь, на что могло уйти более часа.
Также кудесники мяча придают большое значение процессу выхода на поле. Игорь Семшов ступает на газон непременно с левой ноги. Роман Павлюченко касается травы рукой, а затем крестится, а голкипер Вячеслав Малафеев приветствует собственные ворота, дотрагиваясь до перекладины.
Оригинальными привычками отличаются Андрей Аршавин, который в день матча не разговаривает с супругой, и Динияр Билялетдинов, занимающий в клубном автобусе строго одно и то же место. Француз Эрик Кантона, невзирая на протесты врачей, перед игрой принимал горячую ванну, а исландец Эйдур Гудьонсен запирался в туалете и целовал собственную футболку.
Что касается послематчевых ритуалов, то здесь дальше остальных пошли игроки мадридского «Реала», благодарившие госпожу удачу купанием в городском фонтане.
Еще суевернее игроков их наставники, у которых едва ли не каждая деталь гардероба имеет символическое значение. Например, экс-тренер «Локомотива» Юрий Семин на главные матчи года надевает красную шапочку, получившую у болельщиков название «петушок», а рулевой «Рубина» Курбан Бердыев даже в самую морозную погоду руководит своей командой в одном пиджаке. В противовес ему Жозе Моуриньо носил счастливое пальто от Армани даже при температуре +15оС.
Французский тренер Раймон Доменек, определяя состав на игру, руководствовался расположением знаков зодиака. Румын Мирча Луческу требует, чтобы самолет его команды обслуживали только мужчины-стюарды, а аргентинец Карлос Билардо на фарт ежедневно одалживал у своих подопечных зубную пасту.
Бритва только после битвы
Как известно, трус не играет в хоккей. И все же для пущей храбрости бесстрашные бойцы на льду прибегают к характерным ритуалам. Так, Илья Ковальчук на предматчевой разминке проделывает некоторое количество виражей перед воротами противника. Счастливое число форвард раскрывать не собирается, как того требует нумерология. Зато доподлинно известно, что таким числом для легендарного канадца Уэйна Гретцки было 99 – под этим редким для хоккея номером он отыграл всю карьеру. Он же перед матчем посыпал клюшку порошком.
Хоккеисты вообще чрезвычайно внимательно относятся к орудию своего труда: Александр Овечкин разговаривает с клюшками, Брюс Гардинер макал их в унитаз, а Фил Эспозито считал плохой приметой, если клюшки лежат скрещенными.
Особое доверие к сверхъестественным силам питают вратари. Так, Илья Брызгалов не касается своих ворот, пока не начнется матч, а Патрик Руа на разминке напряженно всматривался в них, представляя, что они сжимаются. Полевые игроки стараются успеть постучать клюшкой по щиткам голкипера до стартовой сирены.
Главная же хоккейная примета – не бриться, когда наступает пора важнейших матчей сезона. Благодаря ей финалисты, прошедшие через все этапы плей-офф, могут больше напоминать викингов-бородачей, чем спортсменов. Поверье явно имеет что-то общее с библейской легендой о Самсоне, сила которого была заключена в пышной шевелюре. По крайней мере с этой интерпретацией не поспорил бы канадский хоккеист Рон Дагуэй, расчесывавший свои волосы 200 раз перед матчем и еще по 100 раз в тайм-аутах.
Покричать на удачу
Свой Самсон был и в теннисе: знаменитый швед Бьорн Борг объясняет 11 своих побед на турнирах «Большого шлема» тем, что неукоснительно следовал правилу отращивать бороду перед началом соревнований. Но более популярны другие суеверия, как то: перед подачей не стоит брать больше двух мячиков, при смене сторон обходить корт за линией разметки да и вообще не наступать на белые линии. Также желательно избегать в экипировке желтого цвета. Последним обычаем откровенно пренебрегает только Серена Уильямс, но и у нее есть свои причуды: берет на корт сандалии для душа, не меняет носки на протяжении всего матча и перед подачей стучит мячом о корт пять раз.
Вообще по части суеверий теннисисты дадут фору многим своим коллегам. Поскольку это индивидуальный спорт, психологическая нагрузка в нем чрезвычайно высока. Суеверия окружают теннисиста как вне корта (чемпионкой здесь можно считать испанку Санчес-Викарио, которая перед крупными соревнованиями встречалась с женщиной-матадором, незадолго до этого заколовшей быка), так и во время игры. Так, Энди Роддик в зависимости от хода матча надевает бейсболку козырьком вперед или назад, Рафаэль Надаль призывает удачу, меняя расположение бутылочек с водой у своего кресла, а Михаил Южный остерегается бросать на корт ракетку. Даже крики Марии Шараповой имеют ритуальное объяснение: по мнению теннисистки, крик делает ее удары неотразимыми.
Да поможет им цыпленок!
Баскетбольные ритуалы в целом не отличаются оригинальностью: поговорить с мячом перед выполнением штрафного броска, натереть подошвы кроссовок в перерыве, забить последнее очко на разминке (считается, что такой игрок проведет хороший матч), срезать сетку с колец после победы в турнире…
Но именно в баскетболе подвизается самый гораздый на выдумку спортсмен. Судите сами: игрок «Бостон
Селтикс» Джейсон Терри в ночь накануне матча спит в шортах команды-оппонента, затем на завтрак поглощает жареного цыпленка, а во время игры умудряется поменять пять пар носков. На его фоне меркнет даже Майкл Джордан, в каждой команде требовавший для себя счастливый 23-й номер, а выходя на паркет, поддевавший под форму старые университетские шорты.
Магия высоких технологий
Высокотехнологичная «королева автогонок» нередко критикуется за излишнюю механистичность процесса: успех-де куется инженерами в лабораториях, а от пилота лишь требуется не ударить в грязь лицом. Но если окинуть взглядом внушительный список «формульных» ритуалов, становится понятно: человек, севший за руль болида, не склонен преуменьшать роль случайности. И всячески стремится от нее застраховаться.
Это касается даже семикратного чемпиона Михаэля Шумахера. Немец опасался управлять болидом с четным номером на борту, а для пущей уверенности носил с собой медальон с семейными фотографиями. Его соотечественник Себастьян Феттель медальону предпочитает монетку достоинством в один цент, найденную накануне первого Гран-при в его карьере. К болидам же Феттель относится, как к живым существам, давая им женские имена.
Самые оригинальные поверья можно встретить у Фернандо Алонсо, всегда встающего в день гонки в 7.20 независимо от времени ее начала, у Алекса Вурца, носившего обувь разного цвета с тех пор, как это принесло удачу, и Рубенса Баррикелло, заглядывавшего в туалет за 12 минут до старта заезда.