Возрождение ВВЦ: за что браться?

Лишится ли бывшая ВДНХ части памятников архитектуры

Приведя в порядок парк Горького, московские власти решили взяться за ВВЦ, некогда любимое место москвичей для отдыха и шопинга. «Труд» рассказывает, как изменится выставочный центр и стоит ли тратить на его реконструкцию 1,5 млрд долларов.

Гастарбайтеры всех стран, соединяйтесь!

Сейчас формулировка «главный выставочный центр страны» кажется нелепой гиперболой. На входе посетителей встречают звуки «Радио ВВЦ»: девушка томным голосом рассказывает, в каком павильоне можно купить шубы из мутона, а в каком получить бесплатную юридическую консультацию. Анонсы выставок сменяются попсовыми песнями.

Руководство ВВЦ обещает, что спустя пять лет нынешний выставочный комплекс станет не просто всероссийским — бывшие республики должны вернуться в свои павильоны, чтобы хвастать там своими народными промыслами и достижениями. Правда, когда приходишь на ВВЦ, кажется, что обещание новой дирекции уже исполнилось. В главном павильоне вполне мирно уживаются индусы, представители разных кавказских и азиатских народностей, русские. Здесь можно купить электронику, оптику, одежду и кучу других вещей китайского производства. Те, кто ничего не продает, жарят шашлыки и заправляют в уличных кафе, которые в январе смотрятся нелепо.

Названия павильонов вообще значат мало. За окнами здания с надписью «Мебель» виднеются сломанные доски и строительный мусор. Красочная вывеска «Оазис» висит на полуразрушенном домике с заколоченными рамами. Некоторые павильоны владельцы безрезультатно пытаются сдать в аренду, некоторые — вообще продать, пока глобальная реконструкция не коснулась их. Так, за шашлычную «Владикавказ» просят 6,7 млн долларов. Желающих пока нет, по-советски огромные площади простаивают.

Развлекательное будущее выставочного центра

Руководство ВДНХ обещает, что совсем скоро ветхие павильоны отреставрируют, построят новые гостиницы, офисы, музеи и даже гольф-клуб.

Масштабные планы реорганизации главного выставочного комплекса Москвы появились еще в сентябре 2010 года. Тогда бывший гендиректор ВВЦ Иван Малахов объявил, что собирается ужать выставочную часть центра и построить на его территории пару бизнес-центров и гостиниц. В сентябре 2011 года его место занял Алексей Микушко (до этого он был генеральным директором Radisson Royal Hotel — гостиницы «Украина»), который старый проект доработал и решил не откладывать его в долгий ящик.

Новый директор пообещал, что изменения статуса ВВЦ не произойдет — «выставка останется выставкой».

Самое невероятное обещание — восстановить разрушенные павильоны «Урал», «Дальний Восток», «Охота», «Ветеринария» и снесенный в 1986 году павильон «Мороженое», который напоминал большой фруктовый шербет.

Но помимо музеев здесь появятся бизнес-центр и две гостиницы. Этого посетители нынешней выставки боятся больше всего.

Новый выставочный центр за 1,5 млрд «зеленых»

Примерный объем инвестиций в реконструкцию ВВЦ оценивается в 1,5 млрд долларов. По словам Алексея Микушко, эти деньги должны поделить между собой частные инвесторы и государство. В дирекции выставочного центра пока не говорят, какие именно компании и в каком размере готовы вложить деньги. Доля государственных инвестиций также не известна.

Реконструкция должна завершиться к 2016 году. При этом руководство ВВЦ обещает, что никаких новых торговых точек и моллов на территории выставки не появится.

Проект «Возрождение ВВЦ» в чем-то напоминает судьбу парка Горького: смена руководства, облагораживание территорий, государственно-частное партнерство. Но если перемены в парке москвичи встретили с радостью, то с модернизацией ВВЦ не все так однозначно.

Посетители — за сохранение выставки

Посетители ВВЦ перемен не то что не хотят — скорее они их боятся. Боятся, что одно из их любимых мест в городе может потерять свое лицо и назначение. «Я сюда прихожу регулярно, смотрю, какие проходят выставки», — рассказывает Светлана Михайловна. За дальнейшую судьбу выставочного центра она переживает: помнит, каким это место было до перестройки, с сожалением смотрит на то, что происходит сейчас. «В наследство от 90-х здесь остались эти забегаловки на каждом шагу, пестрые уличные палатки. Вообще торгашей слишком много», — говорит Светлана Михайловна. Больше всего она боится, что после реконструкции площади ВВЦ достанутся частникам и для таких простых посетителей не останется места.

«Зачем на ВВЦ офисы? Люди же сюда не работать приезжают, а отдыхать!» — для Светланы Михайловны идеал ВВЦ остался в доперестроечном времени, но ее мнение поддерживают и молодые посетители.

Архитектура или коммерция?

Есть и другая проблема, более глобальная — сохранение Всероссийского выставочного комплекса как целостного архитектурного памятника. Сейчас за это борются члены общественного движения «Архнадзор». «Прежде чем приступать к масштабной реконструкции ВВЦ, необходимо было провести полное историко-культурное исследование выставочного комплекса, — говорит координатор „Архнадзора“ Рустам Рахматуллин. — Статус ВВЦ не определен, далеко не все павильоны считаются объектами культурного наследия».

Сейчас объектами культурного наследия признана лишь часть исторических зданий, построенных на ВВЦ в период с 1939 по 1959 год. О ценности павильонов 60-70-х годов в проекте реконструкции не упоминается вообще.

«Сейчас ВВЦ имеет статус объединенной охранной зоны, — поясняет ситуацию Анна Броновицкая, историк архитектуры, доцент МАрхИ и одна из тех, кому не безразлична будущая судьба ВВЦ. —

НИиПи Генплана готовит документацию, которая позволит признать его „достопримечательным местом“. Этот статус выше, но, с другой стороны, его границы будут уже».

При изменении статуса без охраны останутся многие постройки и парковая зона, в которой теперь можно будет вырубать деревья, сносить здания и строить на их месте те самые гостиницы, спортивные комплексы, развлекательный и бизнес-центр.

Под угрозой оказывается «Новая деревня» (1934–1954) — ансамбль образцовых построек для примерной советской деревни.

В зоне риска также располагается Административный павильон, где до сих пор находится ВНИИТЭ — институт технической эстетики. Здание, которое во многом благодаря заботам сотрудников института хорошо сохранилось, но находится оно рядом с Хованским проездом, где по проекту нового руководства должен появится отель.

По словам архитектора Бориса Левтяна (а именно его бюро занимается разработкой архитектурной концепции «Возрождение ВВЦ»), такую масштабную реконструкцию просто невозможно провести без привлечения частных инвестиций, а значит, без коммерции. Надо сказать, что в коммерческих объектах архитекторы ABD Architects толк знают: по их проектам создавались торгово-развлекательные центры «Метрополис» и «Рио», «Мерседес-Бенц Плаза» на Ленинградке. Так что с привлечением частного капитала на территорию ВВЦ, наверное, проблем не будет.

Остается открытым другой вопрос: не превратится ли через пять лет главный выставочный центр страны в очередной комплекс с многозальными кинотеатрами и другими «заманухами» для тех, кто и так может потратить деньги в том же «Рио» или «Метрополисе»? Коммерция или все-таки современная выставка? Судя про проекту реконструкции ВВЦ, где один только крытый развлекательный комплекс будет занимать девятую часть всей территории, эта дилемма решится в пользу денег.