КИРА НАЙТЛИ: "Я НИКОМУ НИКОГДА НЕ ПОДРАЖАЛА И НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ПОДРАЖАЛИ МНЕ"

Сегодня в российский прокат выходит мелодрама Джо Райта "Искупление", получившая на "Золотом глобусе" приз за лучший фильм. Кира Найтли, номинированная на "Оскар" за предыдущий фильм Райта "Гордость и предубеждение", сыграла в нем главную роль. Голливудский корреспондент "Труда-7" Галя Галкина встретилась с Кирой Найтли.

"ТРАГЕДИИ ОЧАРОВЫВАЮТ МЕНЯ. НО ТОЛЬКО НЕ В ЖИЗНИ, А В КИНО"
- Я хочу уточнить: вы не любите журналистов или прессу?
- Просто я перестала читать газеты, потому что они стали меня раздражать. У меня отпала нужда заглядывать в них, когда я хочу докопаться до истины. Газеты хороши, если вам интересно узнать чье-то мнение о происходящем, но они не рассказывают о том, что же произошло на самом деле. Это меня просто бесит.
- У вас часто меняется настроение?
- Не то слово. Я непредсказуема для самой себя.
- Вам нравится гоняться за модой?
- Я публичный человек, поэтому должна знать тенденции моды. Но это не мешает мне одеваться так, как я хочу, даже если порой я выгляжу странно. Но я не боюсь критики.
- Даже когда курите?
- Я знаю, что курение вредно для здоровья, но не могу себе отказать.
- Вы начали играть с 10 лет и после окончания школы оказались во взрослом мире кинобизнеса. Не испытывали недостатка в обществе своих ровесников?
- Мне не нравилось быть подростком. Я никогда не чувствовала себя своей в компании хихикающих девчонок, я не могла дождаться, когда окончу школу. А когда наконец окончила, то ушла из дома. В кинобизнесе у меня не было поддержки моих ровесников, как, например, при сдаче экзаменов. Я осталась наедине с собой.
- На вас недавно легла ответственность за "эпидемию нулевого размера". Как вы к этому относились?
- Про меня можно сказать: не в коня корм, потому что я остаюсь худой, несмотря на то что хорошо ем. И я не могу быть в ответе за отказывающихся от еды девочек, которые хотят быть похожи на меня. Я никому никогда не подражала и не хочу, чтобы кто-то подражал мне. У меня есть право на свою личную жизнь, а значит, и право на ошибки. Неужели вы думаете, что кто-то рассуждает таким образом: "Найтли сделала такую-то глупость, значит, и мне это позволено"? Люди гораздо умнее, чем мы о них думаем.
- Почему вас часто сравнивают с голливудскими звездами старой школы - Элизабет Тейлор, Одри Хепберн?
- Наверное, потому что я часто снимаюсь в исторических фильмах. В "Искуплении" облик моей героини Сесилии Таллис стилизован под кинозвезду тридцатых годов. Но я думаю, что люди воспринимают меня по-разному, ведь в начале своей карьеры я выглядела как девочка-соседка. Но "Искупление", как и мой предыдущий фильм "Гордость и предубеждение", претендует на то, что можно проснуться утром с ярко-красной помадой на губах и с прической (смеется).
- Значит ли это, что съемки в фильме для вас - это способ сбежать от действительности?
- Да мне всегда нравилось перемещаться во времени и пространстве в своих фантазиях. Но на съемочной площадке я часто чувствую себя, как в зале ожидания, потому что паузы между съемками отдельных сцен занимают 20 минут. К тому же я не принимаю участия в каждой сцене.
- В этой истории было очень много потерь: какая из них произвела на вас самое большое впечатление?
- Все. Людям свойственно чувство сожаления и вины. Но я надеюсь, что большинство из них не чувствует себя так виновато, как Брайони Таллис, младшая сестра моей героини. Ситуация, в которой оказалась моя Сесилия, не похожа на те, в которые попадала я или зрители. Но у них один и тот же эмоциональный корень: мы все совершаем ошибки, и иногда мы ужасны по отношению друг к другу. Робби, роль которого сыграл Джеймс Макэвой, оказался в чудовищной ситуации в начале этой истории, несмотря на то, что он прекрасный, добрый человек. Дело в том, что мы просто не в состоянии иметь дело с такими людьми, мы стараемся их уничтожить.
- Получается, что доброта нам противопоказана?
- Мы боимся быть добрыми. Лично я боюсь. Я думаю, что, если вы решили стать актером, вы должны знать, что вас могут искромсать на куски. Несмотря на это, мне нравится быть актрисой и работать с такими людьми, как Джо Райт, и играть экстраординарных героинь. Я одержима кинематографом, я обожаю смотреть фильмы. Люблю смотреть комедии, но у меня не возникает желания играть комедийные роли. Зато трагедии просто очаровывают меня. Но только не в жизни, а в кино. Я нахожусь в очень привилегированной позиции, которая позволяет мне утверждать, что моя работа состоит в том, чтобы исследовать эмоциональную сферу человека. И я не могу себе представить лучшего занятия, которое позволило бы мне зарабатывать на жизнь. Но совершенно очевидно, что у кинематографа есть обратная сторона. И я не думаю, что кто-то понимает, что такое известность до того, как он прославился.
- Теперь вы знаете, что такое известность?
- Это очень странная субстанция. Я стараюсь обходить пригорки и ручейки в целях самосохранения. Мои амбиции не изменились. Мне просто сильно повезло, потому что мне предлагали потрясающие роли и возможность поработать с потрясающими людьми. И это как раз то, о чем мечтают актеры.
- Почему вы решили сниматься в "Искуплении"?
- Когда я дошла в сценарии до того места, где Сесилия Таллис получила письмо от Робби следующего содержания: "Я хочу поцеловать тебя, сладкая п...", я подумала: "Ничего себе!" Это совсем не то, что я ожидала от истории, случившейся в прошлом веке. Это меня заинтриговало.
- За успехом некоторых людей скрывается огромное трудолюбие, а другим успех дается легко. К какой категории вы относитесь?
- Актерская карьера складывается по другим законам, чем, например, карьера врача. В актерстве многое зависит от удачи.
- В какой момент вы поняли, что вытянули счастливый билет: от фильма "Играй, как Бекхэм" до "Искупления" прошло всего пять лет?
- Эта пятилетка похожа на спираль с ускорением: после первой большой роли, которую я получила в 15 лет в фильме "Играй, как Бекхэм", мне доверили роль Лары в телеверсии "Доктор Живаго" - и поехало... В этой индустрии надо, чтобы хотя бы один человек обратил на вас внимание, и тогда все остальные скажут: "Вы только посмотрите на эту новенькую - она просто чудо!" (Смеется)
Мне очень повезло, что "Бекхэм" удался на славу! Следующей удачей стали "Пираты Карибского моря", основанные, как известно, на диснеевском аттракционе. Во время его съемок никто даже не представлял себе, что он станет культовым. Судьбу фильма почти невозможно предугадать.
- Когда они видят такую яркую личность, как вы, хотят узнать как можно больше....
- Но они ведь понимают, что моя публичная жизнь сильно отличается от личной.
- Все кинозвезды обладают потрясающей фотогеничностью, вы не исключение...
- Я думаю, что некоторые лица созданы так, что вам кажется, будто они испытывают целую гамму эмоций, хотя на самом деле это не так. Такое лицо было у Греты Гарбо. Я не могу утверждать, что мое лицо производит на всех людей подобное впечатление - возможно, что только на некоторых.
- Скажите напоследок: вам понравилось целоваться с Джеймсом Макэвоем?
- Да, он просто потрясающий. Меня миллион раз спрашивали, кто лучше целуется: Джонни Депп или Орландо Блум? Теперь я с уверенностью могу ответить: Джеймс Макэвой целуется лучше всех (Смеется).
"НИКОГДА НЕ БУДУ ЖИТЬ В ГОЛЛИВУДЕ"
"Мне нравится жить в Лондоне, где доминирует космополитичный стиль жизни. Это облегчает сложный для меня процесс взросления и совершенствования и с актерской точки зрения, и чисто по-человечески. Голливуд - очень забавное место, но я никогда не буду там жить - там негде спрятаться. Когда я в Голливуде, то обычно много времени провожу в каком-нибудь одном месте, и все разговоры крутятся вокруг кино. Мне кажется, намного здоровее жить в городе, в котором происходит много всего. И тогда становится гораздо легче и интереснее наблюдать за происходящим, которое воспринимается более объективно. Для меня таким городом является Лондон".
"СЕЙЧАС МНЕ ПЯТЬ ЛЕТ, И МНЕ ВСЕ ПОКУПАЮТ РОДИТЕЛИ, НО Я ДОЛЖНА ПОЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕЙ ФИНАНСОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ В БУДУЩЕМ"
"Когда я пошла в школу, то выяснилось, что у меня дислексия, то есть неспособность к чтению. Один из учителей сказал родителям, что они должны найти для меня что-то очень привлекательное - то, что станет наградой за муки, связанные с чтением. Мама сразу же заключила со мной обоюдовыгодную сделку: если я буду читать по часу в день во время летних каникул, то к осени у меня появится собственный агент, о котором я мечтала лет с пяти. Дело в том, что я была очень практичным ребенком и рассуждала так: "Вот сейчас мне пять лет, и мне все покупают родители, но о своей финансовой независимости в будущем я должна позаботиться сама. И чем раньше, тем лучше". В общем, я выполнила мамино условие и в результате получила своего агента. Примерно через год я стала сниматься".
"Я ТАК И НЕ НАУЧИЛАСЬ ФЛИРТОВАТЬ"
"Моя мама - драматург. Когда она захотела второго ребенка, то есть меня, ей пришлось написать, а главное, продать свою пьесу, чтобы набрать денег на декретный отпуск. Мой папа был актером, так что постоянного заработка у него не было. А когда я родилась, брату было всего шесть лет. Совсем недавно я прочитала эту мамину пьесу и поняла, какая же она талантливая. С тех пор как я себя помню, мама была мне подружкой. Она часто говорила со мной о том, о чем девочки шушукаются только со своими подружками. В детстве я любила находиться в обществе друзей моего брата, которые меня опекали. В результате мужское общество оказалось для меня настолько привычным, что я так и не научилась флиртовать".
НАШЕ ДОСЬЕ
В 20 лет Кира Найтли подтвердила свой статус восходящей звезды современного кинематографа. За роль Элизабет Беннет в фильме "Гордость и предубеждение" она была удостоена оскаровской номинации. Найтли выросла в Великобритании. В шесть лет она снялась в своей первой телепрограмме. Среди ее телеролей - Лара в сериале Джакомо Кампьотти "Доктор Живаго". Первой ролью Киры на большом экране стала служанка в первом эпизоде "Звездных войн" Джорджа Лукаса - "Скрытая угроза". Актриса привлекла внимание зрителей в картине "Играй, как Бекхэм". Однако известность ей принес блокбастер Гора Вербински "Пираты Карибского моря", где ее партнерами были Джонни Депп и Орландо Блум. Вскоре мы увидим Найтли в экранизации романа Алессандро Барико "Шелк". А недавно закончились съемки фильма "На краю любви", в котором Найтли сыграла в дуэте с Сиенной Миллер. Его сценарий написала мать актрисы - Шерман Макдональд.