ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА

В Донском монастыре Москвы в минувшую субботу хоронили Владимира Каппеля. Уже в третий раз. Сначала он был погребен в 1920 году в Чите, а через два года - в Харбине. Так непросто и драматически складывалась у этого человека судьба не только прижизненная, но и посмертная. Теперь наметился еще один неожиданный поворот.

Едва умолкли звуки марша Преображенского полка, сопровождавшие перезахоронение останков генерала, как разнеслась новость: Церковь намерена канонизировать Владимира Каппеля. Ссылаются при этом на мнения весьма авторитетных священников Московской Патриархии. А также на то, что останки Каппеля при вскрытии его захоронения в Харбине оказались нетленными.
Сообщение о таком намерении Церкви у многих граждан вызвало заметное недоумение. Одни слишком мало знают об этом человеке, чтобы согласиться с его святостью. Ведь известно большинству из нас о нем было только то, что помнится по фильму "Чапаев". Знаменитая психическая атака офицеров под барабанный бой.
А для других это как раз аргумент "против". Как же, дескать, его канонизировать, если он против Чапаева воевал, который не только анекдотами по-прежнему близок многим?
На самом деле никакого предмета для спора и сомнений нет. Потому что никаких решений о канонизации генерала Каппеля пока не предвидится. Да и не бывают эти решения скоропалительными.
Больше того, Церковь фактически лишь фиксирует и оформляет святость человека, состоявшуюся без каких-либо официальных решений. Для этого прежде всего необходимо народное признание святого. Как правило, оно сопровождается чудотворением у его останков и массовым паломничеством к месту захоронения.
Процесс этот может быть весьма длительным. К примеру, князь Дмитрий Донской был канонизирован лишь спустя 600 лет после смерти.
При этом и нетленность останков сама по себе не является поводом для канонизации. Равно как и воинские заслуги сами по себе не могут служить основанием для прославления в лике святых. Воины и военачальники прославляются либо как мученики за веру, либо как подвижники.
Но откуда же взялась новость о канонизации? Все очень просто. Это тоже эффект своеобразной психической атаки. У священника спрашивают: вы не исключаете возможность канонизации генерала Каппеля?
Что он может ответить на поставленный таким образом вопрос, не отступая от истины? Только одно: не исключаю.
Впрочем, точно таким же был бы ответ, если бы интервьюер спросил: а не исключаете ли вы возможность моей канонизации после моей кончины?
Как же может исключить такую возможность священник, если святыми становились даже убийцы, насильники, страшные грешники, раскаявшиеся на закате земной жизни?
Но затем он объясняет, что именно для этого необходимо и как это принято в Церкви. Только эти пояснения иногда не дослушивают, иногда при пересказе опускают. Главная новость уже есть. Церковь не исключает, а это значит - практически уже канонизирует.
В такой манере нередко преподносят от имени Церкви немало других новостей и оценок. Так, собственно, бывало во все времена.