УЧИТЕЛЯ В ПИКЕТЕ

Стоило закончиться школьным каникулам, как российские учителя вновь активизировались в борьбе за свои законные права. На днях у здания Государственной Думы примерно 400 работников образовательных учреждений из 18 регионов провели пикет, протестуя против правительственной концепции реформирования системы оплаты труда бюджетников, которая, по их мнению, нуждается в серьезной доработке. Пикетчики требовали повысить в 2003 году зарплату школьным педагогам не менее чем в 1,5 раза и не вводить отраслевую систему оплаты труда, пока финансирование на эти цели не вырастет вдвое.

Акция учителей была приурочена к парламентским слушаниям, на которых обсуждалась упомянутая концепция, разработанная специалистами Минтруда и одобренная правительством. У участников слушаний сама идея отраслевой системы оплаты труда не вызывает протеста. Однако они сошлись на том, что переход к новой системе невозможно рассматривать в отрыве от государственных финансовых и правовых гарантий увеличения средней заработной платы работников бюджетной сферы. А этих гарантий в предложенной концепции как раз и нет, за исключением минимального размера оплаты труда (МРОТ), который с 1 октября этого года составит 600 рублей. Член думского Комитета по образованию и науке Иван Мельников по этому поводу заметил: "Самое страшное в предлагаемой правительством схеме заключается в том, что власть отказывается от государственных обязательств перед учителем".
Кроме того, концепция предполагает, что при определении уровня ставок и должностных окладов бюджетников субъекты Федерации будут ориентироваться лишь на собственные финансовые ресурсы. Но ни для кого не секрет, что для большинства российских регионов спущенное сверху распоряжение об увеличении размера заработной платы учителей - даже сейчас непосильная задача. При отсутствии государственных гарантий по минимальным размерам ставок нетрудно предсказать, что разрыв в уровне оплаты труда по регионам только увеличится, неизбежно возникнет неопределенность и с индексацией оплаты труда.
С высоких трибун уже достаточно много сказано о том, что учитель должен получать за свой труд никак не меньше, чем среднестатистический работник промышленности. Но педагоги по-прежнему занимают одну из последних строк в списке заработной платы по разным отраслям. Сейчас зарплата работника образования в среднем составляет 3,5 тысячи рублей в месяц. При таком положении дел, считают депутаты, переход к отраслевой системе может иметь смысл лишь при увеличении общего фонда оплаты труда не менее чем вдвое.
Предполагаемый в проекте концепции и уже предусмотренный федеральным бюджетом рост учительских зарплат в 1,33 раза с 1 октября 2003 года лишь частично компенсирует неуклонное удорожание жизни.
В конце прошлого года Министерство образования РФ предложило свой вариант отраслевой системы оплаты труда, который депутатам показался по сравнению с "минтрудовским" более предпочтительным, поскольку предусматривает увеличение заработной платы работников образования в зависимости от стажа работы и уровня квалификации от 1,88 до 2,4 раза.
От души покритиковав проект концепции, депутаты рекомендовали Совету Федерации подготовить федеральный закон об отраслевой системе оплаты труда работников образования, гарантирующий минимальные уровни оплаты труда работников образования на всей территории Российской Федерации, а правительству - создать межведомственную комиссию по доработке проекта с участием депутатов Госдумы и членов Совета Федерации.