Шульц жил и работал, почти не выезжая из местечкового Дрогобыча на Львовщине, но в небольшой межвоенный отрезок ХХ столетия успели войти его романы, повести, эссе, письма, а также загадочная своеобразная графика. В годы гитлеровской оккупации Бруно, как и другие местные евреи, оказался в гетто. Правда, перед заточением он успел аккуратно упаковать и по частям раздать доверенным людям свои рукописи, картины и рисунки. Их сегодня по всему миру ищут поляки, шведы, немцы, японцы, американцы, другие поклонники дрогобычского затворника. Надо ли говорить, как всколыхнулось сердце интеллектуалов, когда в феврале нынешнего года в том же Дрогобыче были найдены его дотоле неизвестные фрески?
То, что обнаруженные фрагменты росписей сделаны рукой Бруно Шульца, немедленно подтвердила международная группа экспертов. Косвенным доказательством служило также место открытия: в этом доме в годы оккупации проживал шеф местного гестапо, любивший использовать таланты узников гетто. По воспоминаниям очевидцев, он быстро "высчитал" личность Шульца и поручал ему особенные работы. Последним заданием стал приказ эсэсовца расписать сказочными сюжетами стены детской комнаты. А 19 ноября 1942 года Бруно Шульц был застрелен во время очередной этнической чистки на одной из улиц родного города.
Дрогобычская находка, естественно, сразу же стала международной сенсацией. Однако не меньшую интригу таили в себе и сопровождающие ее обстоятельства. Немецкие кинодокументалисты - отец и сын Гайслеры, которые начали работу над фильмом о Бруно Шульце, явились в Дрогобыч, имея совершенно достоверную информацию о местонахождении фресок. Они обратились к местным властям за разрешением лишь перепроверить данный факт. И действительно, в указанной ими бывшей вилле, уже поделенной на несколько приватизированных квартир, в каморке, заставленной домашними заготовками, проступили веселые сказочные росписи. Кто и как "навел" на них Гайслеров, немцы пообещали рассказать в будущем фильме. Но, как всякие предприимчивые люди, они на глазах свидетелей подготовили и подписали договор между дрогобычской мэрией и своей фирмой "Беньямин Гайслер фильм продукцион". В этом документе власть обязалась охранять фрески, а руководство иностранной творческой группы обещало организовать финансовое участие влиятельных международных организаций в деле реставрации находки и даже создании в Дрогобыче музея Бруно Шульца. Увы, как оказалось, ни журналисты, ни искусствоведы, а тем более другие граждане Украины этих фресок уже никогда не увидят - через три месяца они были элементарно украдены. Назвавшись реставраторами и уплатив хозяевам квартиры за беспокойство жалкую сотню долларов, сотрудники Института памяти - "Яд Вашем" из Иерусалима буквально за несколько часов сняли художественный слой штукатурки и неизвестно каким образом вывезли росписи в Израиль.
Вот уже шесть месяцев поклонники Шульца не могут оправиться от шока. Больше всех переживают поляки, которые по языковому принципу и довоенному гражданству Бруно Шульца считают все его творчество также своим национальным достоянием. Министр культуры Польши Казимеж Уяздовский даже передал ноту протеста посольству Израиля в Варшаве в связи с разбойными действиями "Яд Вашем" в Дрогобыче. В ответ израильские публицисты развернули целую дискуссию с польскими журналистами, доказывая, что никто, кроме евреев, не имеет права на Шульца. "Даже если бы Бруно Шульц имел китайское гражданство, он все равно родился евреем и погиб из-за того, что был евреем. Его судьба является частью еврейского мартиролога", - пишет, например, в польской "Газете выборчей" израильский юрист Юрий Гупперт. И ему в той же газете отвечает варшавский автор Петр Пацевич: "Уважаемый "Яд Вашем" перепутал духовную отчизну с политической картой мира. Украина - суверенная держава, она считает фрески своим национальным достоянием, хотя и не обеспечила им соответствующую защиту... И теперь вместо почитания писателя Бруно Шульца, жертвы холокоста, имеем профанацию".
В городе Дрогобыче радикальная общественность озабочена не столько будущей судьбой своего столь внезапно появившегося законного наследия, сколько свержением нынешнего мэра и вхождением во власть национально озабоченного кандидата. Молчит, как в рот воды набрав, интеллигенция Львова. А облуправление культуры вообще считает себя непричастным к событиям, дескать, хозяин положения Дрогобыч - ему и отвечать за последствия грабежа. Не проявили интереса к дрогобычской находке, а также к ее контрабандному перемещению и чиновники из Министерства культуры Украины и МИДа.