ВАЛЕНТИН ЕЛИЗАРЬЕВ: СПЕКТАКЛИ ВО МНЕ ЗРЕЮТ ГОДАМИ

Белорусский балет - феноменальное явление в современном хореографическом искусстве. Из других городов и даже стран стремятся попасть "на Елизарьева" любители его постановок. Первый секретарь посольства США в Белоруссии господин Майкл Райнерт, отвечая на вопрос журналистов, какие ассоциации вызывала у него страна, куда предстояло ехать с дипломатической миссией, ответил, что в значительной мере облик и репутацию страны определял высококлассный балет Белоруссии.Небывалый взлет и признание белорусского балета в последние два десятилетия связаны с именем балетмейстера Валентина Елизарьева. Его балет "Страсти" ("Рогнеда") на музыку А. Мдивани был признан в 1996 году лучшим хореографическим спектаклем мира. За 26 лет работы в Минске он воспитал огромную аудиторию зрителей, любящих, ценящих и понимающих балетное искусство. Как считают профессионалы, он реформировал старый, "рафинированный" балет, положив начало новому направлению в хореографии - интеллектуальному, философскому театру.Накануне Дней белорусской культуры в России, которые открылись вчера упомянутым спектаклемна сцене Большого театра, мы встретилисьс Валентином Николаевичем.

О БАЛЕТЕ
- Не большой я мастер рассуждать о балете. Мое дело - делать балет. Вообще я являюсь сторонником балета содержательного, просто танец на музыку, пусть даже совершенно блестящий, меня не удовлетворяет. Чрезвычайно важно, чтобы в спектакле жила значительная, современная идея. Белоруссия в этом смысле представляется мне местом, где накоплены огромные духовные и творческие силы, заметно движение к здравому смыслу. Жаль, что целых 13 лет мы не выступали в Москве. Но я настроен оптимистически и надеюсь, что мы вновь будем иметь общее культурное пространство.
О СЕБЕ
- В Санкт-Петербурге я получил прекрасную профессиональную подготовку. Сначала окончил хореографическое училище. Но после перенесенной травмы поступил на балетмейстерское отделение. Поэтому прекрасно знаю, что такое работа на сцене... В труппу белорусского балета я пришел и возглавил ее в 26 лет. Был доверчив, не посвящен во многие административные вопросы. Во время учебы нас не учили этому - искусству руководить. Должен был научиться сам. Сначала меня не однажды обманывали и предавали. Я тяжело переживал это. Но позже выработал определенную систему взаимоотношений с коллективом. Они основываются на уважении человеческой личности и требовательности. Позднее, когда театр стал часто выезжать за рубеж на гастроли, мне пришлось овладеть еще одной параллельной специальностью - финансиста. Я вынужден это делать, чтобы труппе было комфортно жить и работать.
О ПОЛИТИКЕ
- Идеологическое давление, если говорить о советском времени, меня обошло. За все годы моей работы в Минске "сверху" никто ничего не приказывал. Я всегда работал над тем, что считал нужным. Остаюсь и теперь человеком неполитическим. Хотя то, что я недавно стал членом Совета Республики - сенатором, накладывает на меня большую ответственность. Дает возможность лоббировать интересы культуры и искусства в парламенте.
О СЕМЬЕ И ДОМЕ
- С моей женой Маргаритой мы вместе учились в Санкт-Петербурге. И вместе начинали свой профессиональный путь: я - балетмейстером, она - оперным режиссером. Поставила несколько прекрасных опер на минской сцене. Маргарита - тонкий знаток музыки, у нее замечательный вкус, я ценю ее мнение. И люблю бывать вместе с семьей. Хотя не могу позволить себе эту роскошь так часто, как хотелось бы. В 9 утра я уже на работе и возвращаюсь после 10 вечера. Жена у меня болгарка, сам я родился в Азербайджане, отец у меня казак, мать - украинка. Дети же наши считают себя белорусами. И дом наш тут - в Белоруссии. Я так и не смог оторваться от этой земли, хотя меня приглашали работать за границу. Балетная школа и театр, подготовка молодых балетмейстеров в Белорусской академии музыки... Главное мое дело - тут.
О ТРУППЕ
- Я сделал ставку на молодежь. Атмосфера перемен, поиска нового очень способствовали творчеству. Но определенные трудности у нас все же возникают. Связано это с крайне низкой оплатой труда. Поэтому некоторые уезжают на время, по контракту, чтобы заработать денег. Обидно, когда теряешь хороших танцовщиков, в которых столько вложено сил... Поэтому стараюсь делать все от меня возможное, чтобы как-то поддержать артистов. Сохранить труппу, поверьте, было очень сложно. Я для себя решил, что коли "покупать" артистов балета, как это делается в богатых западных театрах, у нас нет возможности, то моя участь - готовить самому новые кадры.
О ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ
- Во время зарубежных гастролей, постановок я приобрел более широкий кругозор, важные и по-человечески дорогие для меня знакомства со всемирно известными мастерами. Но, с другой стороны, далеко не все в западном искусстве я принимаю. Там много незначительного, не стоящего внимания, вторичного. Я все лучшее вбираю в себя - любой модерн, авангард. Но большинство глубоко ошибается, если считает, что людям искусства легко живется на Западе. Не всякий известный театр там может похвалиться тем, что у него стабильная профессиональная труппа, что государство заботится о декорациях и реквизите, обеспечивает стабильным заработком. Зарубежный опыт утвердил меня в мысли, что надо ценить себя и свое. К зарубежным гастролям я отношусь теперь как к обычной, будничной работе. Для меня важно не просто съездить, а оставить какой-то след. Белорусский след.
О ШКОЛЕ
- Запад, как известно, успешно воспользовался русской, советской школой. Классический и современный танец сегодня там имеет большие достижения. Несомненно, что огромное влияние в становлении белорусского балета оказали выдающиеся русские мастера. Но белорусский балет, если говорить в историческом аспекте, существует с ХVІІІ века, ранее, чем возникли первые стационарные труппы в России. Белорусская шляхта, магнаты имели свои частные школы, где преподавали учителя танцев из Европы. В крепостных театрах Радзивиллов, Зорича, Огинских смешались несколько школ - французская и итальянская, в частности, из них позже выросли придворные и государственные театры в Москве, Петербурге, Варшаве. Но в полном смысле стационарная балетная труппа появилась в Белоруссии лишь в начале ХХ века. Я работаю в театре классического балета и пытаюсь развивать его. Но вместе с тем считаю, что различные техники, школы дополняют друг друга.
О ПЛАНАХ
- Готовлю сейчас несколько абсолютно новых проектов, в том числе и на музыку белорусских композиторов. Но говорить об этом пока не стану. Научен опытом: иначе журналисты начнут подгонять, беспрестанно задавать вопрос "когда?" Спектакли во мне зреют годами. Сначала они воплощаются в смысловые каркасы. Потом я просто нанизываю на них, как бусы на нитку, хореографию. Концепция моего первого спектакля - "Кармен-сюиты" очень проста: полет навстречу Жизни, встреча Любви, встреча Смерти. Но к этим простым вещам был довольно сложный путь. "Страсти", например, вынашивались почти шесть лет. Более 10 оригинальных постановок осуществил я на минской сцене, почти все они в репертуаре, и насколько я знаю, попасть на спектакли довольно сложно. Значит, они интересны, волнуют умы и души.